НДС в бюджетном учете: изменения в 2009 году

В ноябре 2008 г. подписан Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон N 224-ФЗ). Новшества, введенные этим Законом, затрагивают многие главы НК РФ. В частности, внесены значительные изменения в гл. 21 "Налог на добавленную стоимость". Как исчислять и возмещать НДС с 1 января 2009 г.применительно к бюджетной бухгалтерии вы узнаете из статьи С.Валовой, опубликованной  в журнале "Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2009, N 2.

 

 

Налог на добавленную стоимость является федеральным, порядок его исчисления и уплаты регламентирован гл. 21 НК РФ. Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками налога признаются все организации любой организационно-правовой формы, в том числе и бюджетные. Не исчислять и не уплачивать в бюджет этот налог могут только те учреждения, которые совершают операции, не подлежащие налогообложению (перечислены в ст. 149 НК РФ), либо освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, при условии если у них за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ). В остальных случаях по всем операциям, указанным в ст. 146 НК РФ, налог следует исчислять и ежеквартально уплачивать в бюджет (ст. 163 НК РФ). Организациям - плательщикам НДС необходимо знать поправки, внесенные в ряд статей гл. 21 НК РФ.

 

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов и НДС

 

Интересна история налогообложения операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов. До 1 января 2008 г. согласно действовавшей норме, установленной пп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ, операции по реализации лома и отходов черных металлов не подлежали налогообложению (освобождались от обложения НДС) при наличии у организации соответствующей лицензии. С 01.01.2008 в силу изменений, внесенных Федеральным законом N 85-ФЗ <1> в НК РФ, от обложения НДС освобождалась реализация лома и отходов только цветных металлов (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Операции же по реализации лома и отходов черных металлов подлежали обложению НДС в течение всего 2008 г.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

 

С 1 января 2009 г. налогоплательщики благодаря Федеральному закону N 224-ФЗ вернулись к старой норме, то есть операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов не подлежат обложению НДС.

 

Счет-фактура на предоплату

 

С 01.01.2009 согласно поправкам, внесенным Федеральным законом N 224-ФЗ в гл. 21 НК РФ, налогоплательщик-продавец обязан предъявить НДС покупателю не только при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, но и при получении оплаты (частичной оплаты) в счет их предстоящих поставок, если она предусмотрена договором купли-продажи (п. 1 ст. 168 НК РФ в новой редакции). Напомним, что в силу п. 4 ст. 164 НК РФ в таком случае налог исчисляется расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. п. 2 или 3 этой статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

На основании п. 3 ст. 168 НК РФ учреждение-продавец обязано не позднее пяти календарных дней со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставить счет-фактуру. Согласно введенному в ст. 169 НК РФ п. 5.1 в нем должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), передаваемых имущественных прав;

5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

В счете-фактуре на предоплату не указываются наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, так как на момент предварительной оплаты они еще неизвестны. По аналогичной причине не отражаются единица измерения, количество товаров (работ, услуг), цена за единицу измерения. Не указываются также стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога, страна происхождения товара и номер таможенной декларации.

Счет-фактура на аванс заносится в обычном порядке в книгу продаж, форма которой утверждена Постановлением N 914 <2>.

--------------------------------

<2> Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

 

Рассмотрим отражение операций на примере, когда бюджетное учреждение - получатель сумм предоплаты и их плательщик.

 

Ситуация 1. Бюджетное учреждение - получатель аванса

 

Пример 1. Бюджетное учреждение - продавец решило реализовать прочие основные средства, приобретенные за счет средств от приносящей доход деятельности и не используемые в настоящее время, другой организации. Их продажная стоимость согласно договору купли-продажи - 177 000 руб. (в том числе НДС 18% - 27 000 руб.). В договоре предусмотрена предоплата в размере 30% стоимости - 53 100 руб. Первоначальная стоимость прочих основных средств составляет 120 000 руб., сумма начисленной амортизации - 85 000 руб.

Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ бюджетное учреждение обязано исчислить с суммы предоплаты НДС расчетным методом. Налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (18/118). Сумма НДС составит 8100 руб. (53 100 руб. x 18/118). На сумму полученной предоплаты в течение пяти календарных дней со дня получения аванса выставляется счет-фактура, который регистрируется в книге продаж в соответствии с п. 18 Правил, утвержденных Постановлением N 914.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки:

 

Содержание операции       

Дебет  

Кредит  

Сумма, 
руб.  

В момент получения авансового платежа                 

Получен от покупателя аванс за     
прочие основные средства в размере 
30%                                

2 201 01 510

2 205 09 660

53 100

Начислен НДС на сумму полученной   
предоплаты, и выставлен счет-фактура
на сумму авансового платежа        

2 210 01 560

2 303 04 730

8 100

В момент реализации имущества                     

Начислен доход за реализованное    
имущество                          

2 205 09 560

2 401 01 172

177 000

Начислен НДС на сумму реализованного
имущества                          

2 401 01 172

2 303 04 730

27 000

Принят к вычету НДС с ранее        
начисленной суммы предоплаты       

2 303 04 830

2 210 01 660

8 100

Списана стоимость имущества за счет
амортизационных отчислений         

2 104 07 410

2 101 09 410

85 000

Списана остаточная стоимость       
имущества на финансовый результат  

2 01 01 172

2 101 09 410

35 000

 

Ситуация 2. Бюджетное учреждение - плательщик аванса

 

Рассмотрим обратную ситуацию, когда бюджетное учреждение выступает в роли покупателя материалов (работ, услуг), используемых в деятельности, подлежащей обложению НДС, и перечисляет суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок. При перечислении аванса и получении от поставщика (исполнителя) авансового счета-фактуры учреждение также имеет право поставить НДС к вычету в его уменьшение по облагаемым данным налогом операциям. Позднее при фактическом получении материалов учреждению следует восстановить "авансовый" НДС, отразив его в книге продаж. В настоящее время данная операция законодательно не урегулирована, ожидается, что с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 224-ФЗ, Правительство РФ внесет поправки в Постановление N 914. Это нужно для того, чтобы иметь основания поставить к вычету налог, исчисленный со всей стоимости товаров, после принятия их к учету (п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции). Восстановление налога производится в том периоде, в котором подлежат вычету суммы налога, предъявленные по приобретенным товарам (работам, услугам).

Кроме этого, учреждению придется восстановить налог, в случае если ему возвращен перечисленный поставщику аванс при изменении условий договора или его расторжении. Рассмотрим данную ситуацию на примере.

 

Пример 2. Предположим, что учреждение-покупатель осуществляет капитальный ремонт помещений, используемых в деятельности, облагаемой НДС. Оно заключило договор на поставку строительных материалов на сумму 70 800 руб. (в том числе НДС - 10 800 руб.). Договором предусмотрен авансовый платеж в размере 30% (21 240 руб.).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки:

 

Содержание операции       

Дебет  

Кредит  

Сумма, 
руб.  

В момент проведения авансовой операции                

Перечислен аванс поставщику        
строительных материалов            

2 206 22 560

2 201 01 610

21 240 

Поставлена к вычету сумма          
"авансового" НДС, определенная     
расчетным методом                  
(21 240 руб. x 18/118)              

2 303 04 830

2 210 01 660

3 240 

В момент получения строительных материалов              

Восстановлен ранее принятый к вычету
"авансовый" НДС                    

2 210 01 560

2 303 04 730

3 240 

Получены строительные материалы от 
поставщика                         

2 105 04 310

2 302 22 730

60 000 

Отражен предъявленный НДС          

2 210 01 560

2 302 22 730

10 800 

Произведен зачет аванса            

2 302 22 830

2 206 22 660

21 240 

Перечислена поставщику оставшаяся  
сумма за стройматериалы            

2 302 22 830

2 201 01 610

49 560 

Предъявлен к вычету НДС            

2 303 04 830

2 210 01 660

10 800 

 

Более подробное изложение статьи смотрите в журнале.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 5209 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!