Основы осуществления финансово-хозяйственной деятельности учреждений, получающих финансирование из бюджета разных уровней

9 сентября 2011 - Администратор сайта

Статья Т.Липкиной, опубликована в "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, 2011

   

C 1 января 2011 г. начался очередной этап бюджетного реформирования, связанный с изменением статуса организаций, получающих бюджетное финансирование, завершение которого должно состояться к 1 июля 2012 г. Изменения порядка финансирования и соответствующего статуса бюджетных организаций тесно связаны и с деятельностью, направленной на получение дохода. И прежде, чем рассмотреть конкретные особенности ведения внебюджетной деятельности, необходимо определить, как трансформировались учреждения, получающие финансирование из различных уровней бюджета.

Итак, вступившие в силу с начала текущего года правовые нормы Федерального закона от 8.05.10 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) изменили правовой статус бюджетных учреждений. Можно отметить, что рассматриваемый нормативный документ направлен в том числе на стимулирование сокращения внутренних издержек и привлечение внебюджетных источников финансирования деятельности. В частности, это находит выражение в изменении механизмов финансирования бюджетных организаций, т.е. перевод с обычного сметного финансирования на субсидии, которые будут выделяться в рамках выполнения ими государственного задания.

В течение полутора лет предусмотрен переход к новой системе финансирования и выбора статуса бюджетных учреждений.
Все учреждения, получающие в той или иной части финансирование из бюджетов различных уровней, подлежат разделению на казенные, бюджетные, автономные.

Выделим основные моменты, касающиеся вновь создаваемых учреждений.

1. Понятие казенного учреждения закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. При этом операции с бюджетными средствами производятся через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства (п. 2, п. 4 ст. 161 БК РФ).
Что касается приносящей доход деятельности, то п. 3 ст.161 БК РФ предусмотрено право казенного учреждения осуществлять такую деятельность, но только в случае, если это закреплено в учредительном документе.
Таким образом, вся деятельность казенного учреждения основана на нормах бюджетного законодательства.
Что касается налогообложения, то и здесь имеются новации и изменения, внесенные Законом № 83-ФЗ в налоговое законодательство.
Доходы, полученные казенными учреждениями от оказания платных услуг, подлежат поступлению в бюджет. Следовательно, для целей исчисления налога на прибыль такие доходы не включаются в налоговую базу (п.п. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом казенное учреждение не может применять упрощенную систему налогообложения (ст. 346.12 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в соответствии с главой 21 НК РФ. В случае сдачи в аренду имущества (федеральное, имущество субъектов РФ, муниципальное имущество) НДС уплачивается арендатором (п.3 ст.161 НК РФ).

2. Деятельность бюджетных учреждений регламентируется Федеральным законом от 12.01.96 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).
Так, на основании п.1 ст. 9.2 Закона №7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Деятельность бюджетного учреждения финансируется за счет субсидий, выделяемых из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п.6 ст. 9.2 Закона №7-ФЗ), через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства (п. 8 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Как и казенное, бюджетное учреждение имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход сверх установленного государственного (муниципального) задания, предусмотренную его учредительным документом (п. 4 ст. 9.2 Закона №7-ФЗ).
При осуществлении деятельности, приносящей доход, бюджетное учреждение исчисляет и уплачивает налог на прибыль в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. При этом получаемое финансирование в виде субсидий в целях налогообложения прибыли не учитывается (п.п. 14 п. 1 ст. 251, п.п. 17 ст. 270 НК РФ).
Кроме того, установлен запрет на применение упрощенной системы налогообложения (ст. 346.12 НК РФ).
Что касается налога на добавленную стоимость, то никаких особенностей для бюджетных учреждений главой 21 НК РФ не предусмотрено, в том числе и при сдаче в аренду имущества. Поэтому когда бюджетное учреждение выступает в качестве арендодателя, оно самостоятельно уплачивает налог в бюджет.

3. Автономные учреждения осуществляют свою деятельность на основании норм Федерального закона от 3.11.06 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (п. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Финансирование автономного учреждения осуществляется в виде бюджетных субсидий (п. 4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). При этом автономные учреждения вправе открывать счета как в кредитных организациях, так и в органах Федерального казначейства (п. 3ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Автономные учреждения также наделены правом осуществлять деятельность, приносящую доход, при условии упоминания об этом в учредительных документах (пп. 6, 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). При этом формирование налоговой базы как по налогу на прибыль, так и по НДС осуществляется в общем порядке, предусмотренном налоговым законодательством, аналогично бюджетным учреждениям.

Необходимо отметить, что значительные изменения произошли в порядке ведения бюджетного учета.
С 1.01.11 г. вступили в силу Единый план счет бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 1.12.10 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).
В соответствии с требованиями п. 21 Инструкции № 157н на основе Единого плана счетов разработаны и утверждены планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению для учреждений в зависимости от принятого ими правового статуса. В настоящее время действуют следующие документы:
План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 6.12.10 г. № 162н. Документ подлежит применению казенными учреждениями, а также бюджетными учреждениями, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления не принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ;
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.10 г. № 174н, применяются бюджетными учреждениями;
План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 23.12.10 г. № 183н, соответственно применяются автономными учреждениями.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Приносящая доход деятельность осуществляется на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Генеральное разрешение выдается в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 1.09.08 г. № 88н «О порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности». При этом в генеральном разрешении должны раскрываться источники образования дополнительных средств и направления их использования.
Следует отметить, что генеральное разрешение применяется как казенными, так и бюджетными учреждениями. Они осуществляют операции с денежными средствами, полученными от предпринимательской деятельности в соответствии со сметой доходов и расходов. На автономные учреждения указанные требования (генеральное разрешение, смета доходов и расходов) законодательством не распространяются, однако такой вид деятельности должен быть закреплен в учредительных документах.
В 2012 г. в соответствии с приказом Минфина России от 28.07.10 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее – Приказ № 81н) бюджетные и автономные учреждения вместо сметы будут обязаны составлять план финансово-хозяйственной деятельности.
В письме Минфина России от 28.04.11 г. № 02-03-10/1603 высказывается мнение о возможности использовать бюджетными учреждениями в 2011 г. в качестве планового документ, аналогичный плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с требованиями, установленными Приказом № 81н. В случае предоставления бюджетному учреждению субсидии на иные цели для санкционирования целевых расходов возможно использовать документ, аналогичный Сведениям об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению, по форме, утвержденной Приказом № 81н.
Данное мнение основано на том, что согласно п.п. 6 п. 3.3 ст.32 Закона № 7-ФЗ орган государственной власти (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного и автономного учреждения, определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности соответствующего учреждения на основании требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации. При этом учитывая, что срок вступления в силу п. 3.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, в целях реализации которого разработан Приказ № 81н, установлен с 1 января 2012 г., Приказ № 81н вступит в силу также с 1 января 2012 г.
Вместе с тем отдельные бюджетные учреждения, переведенные на новый порядок финансового обеспечения их деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) до 1 января 2012 г. не могут использовать бюджетную смету.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТРАЖЕНИЯ В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДА

Как уже было отмечено, отражение в учете финансово-хозяйственной деятельности учреждений, получающих финансирование из различных уровней бюджета, в том числе и предпринимательской деятельности, осуществляется в соответствии с Инструкцией № 157н.

1. Для отражения операций на счетах в рабочем плане счетов учреждения в 18-м разряде – код вида финансового обеспечения (деятельности) – необходимо указывать код вида финансового обеспечения (деятельности) 2 «приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».

2. Счет 20500 «Расчеты по доходам» применяется для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступающей предоплаты.
Группировка расчетов может осуществляться по видам доходов учреждения по аналитическим группам синтетического счета объектов учета:
30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;
70 «Расчеты по доходам от операций с активами»;
80 «Расчеты по прочим доходам».
В аналитическом учете расчеты по поступлениям ведутся по видам доходов конкретно по каждому получателю услуг (работ) или по их группам и соответствующим им суммам расчетов.

3. Поступления денежных средств группируются по счетам 20100 «Денежные средства учреждения»:
10 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;
20 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;
30 «Денежные средства в кассе учреждения».
При поступлении денежных средств не через органы Федерального казначейства используется счет 20110.
Забалансовый счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» предназначен для учета поступлений денежных средств (возврата поступлений) на банковские счета учреждения, лицевой счет учреждения – получателя бюджетных средств, открытый ему органом Федерального казначейства для учета средств от приносящей доход деятельности, и применяется одновременно со счетом 20100.
Забалансовый счет 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждения» применяется для учета выплат денежных средств (восстановлений выплат) с банковских счетов учреждения, лицевого счета учреждения – получателя бюджетных средств, открытого ему органом Федерального казначейства.

4. Себестоимость готовой продукции (работ, услуг) формируется на счете 10900 «Затраты по изготовлению готовой продукции, выполнению работ, услуг» по видам расходов и группам затрат:
прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;
общехозяйственные расходы;
издержки обращения.
В учетной политике учреждения необходимо привести классификацию затрат и указать один из способов распределения накладных расходов.
Затраты подразделяются на прямые (относятся непосредственно на себестоимость) и косвенные.
Накладные расходы распределяются пропорционально:

прямым затратам по оплате труда;
материальным затратам;
иным прямым затратам;
объему выручки от реализации;
иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

5. Для отражения в учете по методу начисления результата финансовой деятельности учреждений используется счет 40100 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта», к которому открываются счета:
40110 «Доходы текущего финансового года»;
40120 «Расходы текущего финансового года».
С целью определения финансового результата деятельности учреждения доходы и расходы группируются: казенными учреждениями – по видам доходов (расходов); бюджетными учреждениями – по кодам Классификации операций сектора государственного управления (утверждены приказом Минфина России от 28.12.10 г. № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»); автономными учреждениями по видам поступлений (выплат), предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Главный администратор средств бюджета, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, устанавливают в учетной политике порядок формирования раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета.

6. При завершении финансового года закрытие счетов учета суммы начисленных доходов и признанных расходов, отраженные ранее на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов (счет 40130).



 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!