Особенности применения МРОТ в бюджетных организациях

Статья А.Беляева, опубликованная в журнале "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6.
 

Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Рассмотрим в статье порядок применения МРОТ в деятельности бюджетной организации. В частности, утратила силу ст. 133 ТК РФ, предусматривающая увязку размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников с МРОТ. В Трудовой кодекс введена новая статья, устанавливающая региональный МРОТ в субъектах РФ. Кроме того, МРОТ с 01.01.2009 подвергся изменению.
Рассмотрим в статье указанные нововведения применительно к деятельности бюджетных учреждений.

Заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Статьей 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью выработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
МРОТ является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников. При этом МРОТ регулируется как трудовым (ст. 133 ТК РФ), так и федеральным законодательством, устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"). Согласно внесенным в указанный Федеральный закон изменениям с 1 января 2009 г. МРОТ составляет 4330 руб.
Также стоит напомнить, что выплата зарплаты ниже МРОТ влечет административную ответственность для руководителя организации в размере административного штрафа - от 1000 до 5000 руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 руб. до 5000 руб. или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток и для организации - от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).

МРОТ и новые системы оплаты труда

Федеральные бюджетные учреждения с декабря 2008 г. перешли на новые системы оплаты труда, установленные Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Как было указано выше, общая сумма начисленной заработной платы (с учетом повышений, надбавок и доплат) не может быть ниже МРОТ. Вместе с тем у бухгалтеров вызывает вопрос в ключ за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. А именно: должна ли заработная плата с учетом северных доплат превышать МРОТ?
Как определено Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822, выплаты за особые климатические условия, к которым относятся районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учитываются в составе выплат компенсационного характера. Исходя из норм законодательства РФ о новой системе оплаты труда, доплаты и надбавки компенсационного характера являются составной частью заработной платы, входят в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже МРОТ.
Вместе с тем данный Приказ федерального органа не стыкуется с нормами трудового законодательства. Так, исходя из ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Следовательно, можно предположить, что районные коэффициенты и процентные надбавки применяются к заработной плате, которая согласно ст. 133 ТК РФ не может быть ниже нормы МРОТ, при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнения трудовых обязанностей.
Разобраться в возникающем вопросе могут только законодательные или судебные органы. Однако до настоящего времени таких документов не издано. В то же время рекомендуем бухгалтерам применять нормы трудового законодательства, так как ТК РФ перед нормативными актами федерального законодательства имеет приоритет.

МРОТ и пособия по беременности и родам  и временной нетрудоспособности

Далее обратимся к исчислению пособия по беременности и родам и временной нетрудоспособности исходя из МРОТ. Как определено п. 6 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", застрахованным работникам, страховой стаж которых не превышает шести месяцев, пособие рассчитывается исходя из МРОТ, а в регионах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности изменяется с учетом этих коэффициентов. В случае если исчисленное пособие в расчете за полный календарный месяц превышает МРОТ (в установленных случаях с учетом районных коэффициентов), размер дневного пособия определяется путем деления МРОТ (в установленных случаях - с учетом районных коэффициентов) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность либо отпуск по беременности и родам, а размер пособия, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам в каждом календарном месяце (п. 20 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию").

Пример 1. Экономист финансового отдела бюджетного учреждения образования перед наступлением отпуска по беременности и родам проработала в учреждении три месяца. Общий стаж работы экономиста составляет пять месяцев (до учреждения образования она работала два месяца на производстве). В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" экономисту предоставлен отпуск по беременности и родам (с 11 мая 2009 г.) продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят календарным дней после родов. Произведем расчет пособия по беременности и родам.
Отпуск по беременности и родам будет предоставлен с 11.05.2009 по 27.09.2009.
В месяцах, полностью входящих в отпуск по беременности и родам (июнь, июль, август), пособие начисляется исходя из ежемесячного МРОТ 4330 руб. и составит 12 990 руб. (4330 руб. x 3 мес.).
В не полностью отработанных месяцах, входящих в период отпуска по беременности и родам (с 11.05.2009 по 31.05.2009 и с 01.09.2009 по 27.09.2009), пособие начисляется исходя из МРОТ, но пропорционально отработанному в этих месяцах количеству календарных дней и составит 6830,2 руб. ((4330 руб. / 31 дн. x 21 дн.) + (4330 руб. / 30 дн. x 27 дн.)).
Общая сумма пособия по беременности и родам, которую учреждению образования необходимо выплатить экономисту, составит 19 820,2 руб. (12 990 + 6830,2).

Пример 2. Водитель принят на работу в администрацию с 04.05.2009. Страховой стаж водителя на момент начала работы отсутствовал. Ему был установлен должностной оклад в размере 5000 руб. В период с 15.06.2009 по 19.06.2009 водитель находился на больничном, по окончании которого представил листок временной нетрудоспособности.
Поскольку страховой стаж водителя составляет меньше шести месяцев, расчет размера пособия по временной нетрудоспособности будет производиться исходя из установленного МРОТ.
Размер дневного пособия составит 144,33 руб. (4330 руб. / 30 кал. дн.).
Общая сумма пособия по временной нетрудоспособности водителя составит 721,65 руб. (144.33 руб. x 5 дн.), где 5 дн. - календарные дни, в течение которых он находился на больничном.
При этом водителю будет выплачено:
- за счет работодателя - 288,66 руб. (721,65 руб. / 5 дн. x 2 дн.);
- за счет средств ФСС - 432,99 руб. (721,65 руб. / 5 дн. x 3 дн.).

Установление МРОТ субъектами РФ

Возможность установления МРОТ в субъектах РФ была определена Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ. Результатом стало введение в Трудовой кодекс ст. 133.1.
МРОТ в субъекте РФ может устанавливаться только для работников:
- организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организаций, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- других работодателей - за счет собственных средств.
Он не должен быть ниже МРОТ, установленного федеральным законодательством.
Установление МРОТ в субъектах РФ производится на основании регионального соглашения о минимальной заработной плате. Как определено абз. 10 ст. 133.1 ТК РФ, после заключения регионального соглашения руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта и не участвующим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. На присоединение к региональному соглашению работодателю выделяется 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению. Если в указанный рок работодатели не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ от присоединения к соглашению, то оно считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования. В случае отказа работодатель обязан приложить к нему протокол консультаций с выборным органом первичной организации и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением. Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

МРОТ и налогообложение

Практика налоговых проверок показывает, что время от времени налоговые органы стараются привлечь учреждения и организации к налоговое в случае установления фактов выплаты заработной платы ниже МРОТ. Правы ли они? До недавнего времени никаких разъяснений иду не существовало. Однако ФНС все же высказала свое вопросу в Письме от 19.03.2009 N 3-6-04/66 "О налогообложении сумм оплаты труда", а именно рассмотрела вопрос о привлечении к ответственности по ст. 122 НК РФ.
Как указано в Письме, налоговые органы могут привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 122 за неуплату или неполную уплату суммы налога в результате занижения базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Начисление и выплата заработной платы в размере менее установленного МРОТ не являются налоговым правонарушением. Следовательно, налоговый орган не вправе привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности.
Вместе с тем установленный в ходе проверки факт выплаты работнику заработной платы ниже МРОТ не должен остаться безнаказанным, так как это является нарушением трудового законодательства. В таком случае налоговые органы вправе направить информацию в органы Роструда - территориальные инспекции труда.
 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 18007 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!