Особенности учета операций с объектами ОС в 2011 году

Хочешь комфортного отдыха? Подбери отель...

Статья Л.П.Воробьевой и А.Ю.Шихова, опубликованная в журнале "Советник в сфере образования", № 2, 2011

Учет операций по поступлению основных средств у бухгалтеров практически никогда не вызывал вопросов. Однако после вступления в силу приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению руководителю и бухгалтеру государственных (муниципальных) учреждений необходимо помнить о новых учетных процедурах, сопутствующих отражению в учете операций по поступлению основных средств.

Особенности правового положения учреждений в отношении нефинансовых активов

 

    С 1 января 2011 года все ранее существовавшие бюджетные и автономные учреждения во исполнение положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ подлежат преобразованию в казенные учреждения, бюджетные учреждения нового типа и автономные учреждения.

    Имущество, находящееся на балансе государственных (муниципальных) учреждений, имеет свой особенный статус.

 

Имущество казенного учреждения

 

    Имущество казенного учреждения (КУ) закрепляется за ним на праве оперативного управления. КУ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

    Напомним, что КУ, согласно статье 161 БК РФ, находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. При этом финансовое обеспечение всей деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.

 

Имущество бюджетного учреждения

 

    Напомним, что бюджетным учреждением (БУ) признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

    Имущество БУ, согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества БУ является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

    Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться (в том числе сдавать в аренду):

    — недвижимым имуществом;

    — особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

    Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, кроме:

    — совершения крупной сделки, которая может быть заключена только с предварительного согласия Учредителя;

    — совершения сделки с заинтересованностью, которая должна быть одобрена Учредителем.

    Виды особо ценного движимого имущества определяют соответствующие органы исполнительной власти. В свою очередь перечни особо ценного движимого имущества определяет Учредитель.

    Бюджетное учреждение должно вести перечень особо ценного движимого имущества на основании сведений бухгалтерского учета. При этом указываются полное наименование объекта, его балансовая стоимость и инвентарный (учетный) номер (при его наличии).

 

Имущество автономного учреждения

 

    Напомним, что автономные учреждения (АУ) - это некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в определенных сферах.

    Имущество закрепляется за АУ Учредителем на праве оперативного управления. При этом АУ отвечает по своим обязательствам не "закрепленным за ним имуществом", а имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления.

    Представляется, что это уточнение, внесенное законодателем в ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ об АУ, более точно отражает положение дел, поскольку имущество может быть не только закреплено за учреждением при его создании, но и приобретено учреждением в дальнейшем на средства, выделенные Учредителем.

    Напомним, что из перечня имущества, которым АУ будет отвечать по своим обязательствам, исключено недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним Учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества.

    В отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, виды особо ценного движимого имущества будут определяться в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, - в порядке, установленном местной администрацией.

    Что касается конкретных перечней особо ценного движимого имущества, то в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, их определят федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия Учредителя.

    Все рассмотренные выше особенности учета имущества государственных (муниципальных) учреждений соответствующим образом сказываются на порядке бухгалтерского учета нефинансовых активов.

 

Единый план счетов и новые учетные процедуры

 

    На первый взгляд, Инструкция № 157н существенно ничего не изменила в порядке учета операций с нефинансовыми активами. Однако есть два существенных момента, на которые как руководителю, так и бухгалтеру государственного (муниципального) учреждения следует обязательно обратить внимание.

    Рассмотрим особенности учета операций по поступлению объектов нефинансовых активов на примере основных средств.

 

Особенно ценное имущество

 

    Согласно пункту 130 Инструкции № 157н для учета операций, связанных с поступлением, новым строительством, дооборудованием и т. п. объектов основных средств, в Едином плане счетов предусмотрен счет 10601 "Вложения в основные средства". Учет вложений в объекты основных средств ведется по группам согласно пункту 37 Инструкции № 157н, а именно:

    10 "Недвижимое имущество учреждения";

    20 "Особо ценное движимое имущество учреждения";

    30 "Иное движимое имущество учреждения";

    40 "Имущество - предметы лизинга".

    Таким образом, с 1 января 2011 года бюджетные и автономные учреждения обязаны в бухгалтерском учете из состава объектов нефинансовых активов выделять объекты, относимые к особо ценному движимому имуществу (далее - ОЦДИ).

    Особенность этого объекта учета заключается в том, что к ОЦДИ относятся объекты нефинансовых активов не только по их экономическому смыслу (основные средства, нематериальные активы, материальные запасы), но и по другим критериям. Отметим, что жестких критериев отнесения объектов к ОЦДИ в целях бухгалтерского учета не существует. Порядок отнесения объектов к ОЦДИ устанавливается соответствующим органом исполнительной власти, реализующим функции и полномочия Учредителя по отношению к данным автономным и бюджетным учреждениям. Так, критерии отнесения имущества автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, утверждены приказом Минобрнауки России от 31.12.2010 № 2261 (зарегистрирован в Минюсте России от 01.02.2011 за № 19656).

    В нем определены виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено, а именно движимое имущество независимо от его балансовой стоимости:

    1) необходимое для осуществления видов деятельности, определенных уставом автономных или бюджетных учреждений, отсутствие которого приведет к прекращению деятельности указанных учреждений, восполнение которого не представляется возможным в связи с уникальностью и (или) отсутствием достаточных средств у автономных или бюджетных учреждений на его приобретение;

    2) необходимое для обеспечения безопасности содержания и эксплуатации ядерных, радиационных, химически и (или) биологически опасных объектов, а также содержания, охраны жизни и здоровья обучающихся и работников, воспитанников, в том числе для организации питания, медицинского обслуживания, отсутствие которого приведет к прекращению деятельности автономных или бюджетных учреждений, восполнение которого не представляется возможным в связи с уникальностью и (или) отсутствием достаточных средств у автономных или бюджетных учреждений на его приобретение;

    3) отнесенное к исключительным правам.

    При определении перечней особо ценного движимого имущества:

    а) автономных или бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, подлежит включению в состав такого имущества движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. рублей;

    б) иных автономных или бюджетных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, подлежит включению в состав такого имущества движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. рублей;

    в) автономных или бюджетных учреждений подлежит включению в состав такого имущества движимое имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

    Большинство министерств и ведомств, являющихся Учредителями, уже издало соответствующие приказы и распоряжения. При отнесении имущества к ОЦДИ, как правило, рассматриваются три основных критерия:

    а) балансовая стоимость имущества;

    б) возможность осуществления уставной деятельности без данного имущества;

    в) специальный порядок отчуждения имущества.

    Очевидно, что бухгалтер не может самостоятельно, руководствуясь только экономическим предназначением имущества, отнести тот или иной объект движимого имущества к ОЦДИ. Следовательно, первичные документы, поступающие в бухгалтерию и являющиеся основанием для отражения операций по поступлению основных средств, должны содержать указание на то, относится ли данный объект к ОЦДИ или нет.

    Однако отметим один существенный момент!

    Поскольку одним из критериев отнесения объекта к ОЦДИ является сформированная балансовая стоимость, то в целях бухгалтерского учета отражение операций по поступлению объектов ОЦДИ, на наш взгляд, должно осуществляться при одновременном выполнении двух условий:

    первое - принято соответствующее решение комиссией по поступлению и выбытию активов;

    второе - сформирована балансовая стоимость объекта основного средства.

    Напомним, что балансовая стоимость объектов основных средств формируется в соответствии с требованиями пункта 27 Инструкции № 157н. При этом в балансовой стоимости учитываются затраты, непосредственно связанные с приобретением данного объекта основного средства (п. 47 Инструкции № 157н), также она может изменяться с учетом достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации) и переоценки объектов нефинансовых активов. Очевидно, что формирование первоначальной стоимости объекта основного средства до постановки его на балансовый учет может занять некоторое время.

    Таким образом, сумма затрат на приобретение объекта основного средства не может быть единственным ориентиром, основанием для отнесения (или неотнесения) его к объектам ОЦДИ.

    Правильное формирование балансовой (первоначальной) стоимости основного средства весьма существенно для автономных и бюджетных учреждений. Ведь финансовое обеспечение содержания имущества таких учреждений осуществляется как на недвижимое, так и на особо ценное движимое имущество, находящееся на балансе учреждений. Следовательно, чем большее число объектов ОЦДИ числится на балансе учреждения, тем на больший объем финансового обеспечения, выделяемого Учредителем, оно может рассчитывать.

 

Основное средство - предмет лизинга

 

    Инструкцией № 157н с 2011 года введен еще один новый объект учета основных средств - это основные средства, являющиеся предметами лизинга.

    В настоящий момент государственные (муниципальные) учреждения еще активно не заключают договоры лизинга, поэтому в рамках данной статьи эти операции мы рассматривать не будем.

 

Решение комиссии

 

    Обратите внимание! Согласно пункту 25 Инструкции № 157н в каждом государственном (муниципальном) учреждении независимо от его типа должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию активов. Такая комиссия создается приказом руководителя учреждения и должна состоять из сотрудников учреждения, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

    У этой комиссии довольно обширные полномочия. Согласно Инструкции № 157н члены комиссии должны принимать решения о судьбе основного средства в разные моменты использования его в деятельности учреждения (Таблица № 1).

 

Таблица № 1

 

Действия комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов при принятии к учету объектов основных средств

    

 

№ п/п

Хозяйственная операция

Решение комиссии

Основание для принятия решения

1

Принятие к бухгалтерскому учету объекта основного средства

— определение текущей рыночной стоимости

Пункт 34 Инструкции № 157н

— определение срока полезного использования

Пункт 44 Инструкции № 157н

2

Изменение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств

— уточнение срока полезного использования

Пункт 44 Инструкции № 157н

 

 

    Отметим, что "комиссионное" определение рыночной стоимости наиболее актуально при поступлении основных средств по договору дарения в целях их принятия к бухгалтерскому учету.

    Кроме того, согласно пункту 46 Инструкции № 157н процедура прикрепления жетона или нанесения краской (иным способом) присвоенного объекту основных средств инвентарного номера должна проводиться материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов.

    В соответствии с пунктом 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется, как правило, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, которое оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) или Актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), а также Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002).

    Следовательно, бухгалтер не может отразить в учете операции по поступлению основных средств при отсутствии решения комиссии и соответствующего акта, оформленного в соответствии с требованиями. Напомним, что требования по оформлению первичных учетных документов установлены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

    В Инструкции № 157н нет указания о том, в какой момент комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов должна выносить свои решения. На первый взгляд, может сложиться впечатление, что комиссия должна созываться для принятия соответствующих решений каждый раз при совершении определенных хозяйственных операций с основными средствами, а именно:

    — при поступлении объектов;

    — после формирования первоначальной стоимости объекта при постановке на балансовый учет;

    — в случае необходимости отнесения объектов к ОЦДИ.

    Очевидно, что все эти операции могут происходить в разное время. Следовательно, для принятия решения по одному и тому же объекту комиссии, возможно, придется собираться несколько раз.

    Напомним, что принятие решения о приобретении тех или иных объектов основных средств, как правило, осуществляется на основании утвержденной бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому, на наш взгляд, соответствующие решения комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов должны приниматься на этапе санкционирования расходов учреждением.

    Другими словами, после того как руководителем будет принято решение о приобретении того или иного объекта основного средства, должно состояться заседание комиссии, на котором будет принято решение об отнесении (неотнесении) данного основного средства к ОЦДИ. Отметим, что, как правило, основные решения о приобретении основных средств, как и проведение мероприятий по размещению заказов, принимаются в первом полугодии. Следовательно, именно в этот период чаще всего придется собираться членам комиссии для вынесения решения.

    При этом, на наш взгляд, существенно, чтобы в бухгалтерию передавались не только соответствующие акты, но и выписки из протокола заседания комиссии о принятых ею решениях в отношении конкретных объектов основных средств.

    Таким образом, с учетом рассмотренных выше особенностей применения в 2011 году Единого плана счетов порядок оприходования объектов основных средств в государственных (муниципальных) учреждениях попробуем представить в виде последовательно осуществляемых операций.

 

Алгоритм оприходования основных средств

 

    Приобретение основного средства, как и любого иного нефинансового актива, происходит в несколько этапов. При этом все операции, связанные с приобретением основного средства, можно разбить на несколько групп, а именно:

 

1)

санкционирование расходов;

2)

расчеты с поставщиками и подрядчиками;

3)

определение принадлежности конкретного объекта основного средства к соответствующей группе согласно Единому плану счетов;

4)

формирование первоначальной стоимости основного средства;

5)

постановка на балансовый учет.

 

    Обратите внимание, что отражение в учете указанных операций происходит в хронологическом порядке, то есть последовательно. Однако некоторые операции могут отражаться одновременно в соответствии с положениями принятой в учреждении учетной политики.

    Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению основных средств более подробно.

 

Санкционирование расходов

 

    Приобретение государственным (муниципальным) учреждением объекта основного средства должно быть запланировано.

    Как уже отмечалось выше, у казенных учреждений все запланированные на текущий финансовый год расходы отражаются в бюджетной смете. Деятельность же бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности.

 

 

 

ПРИМЕР

 

    Планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения "Государственный университет" предусмотрено в 2011 году приобретение автомобиля и компьютера.

    После утверждения плана ФХД Учредителем была созвана комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов.

    Согласно приказу Учредителя в 2011 году к особо ценному движимому имуществу подлежит относить объекты балансовой стоимостью более 500 000 руб., а также имущество независимо от его балансовой стоимости, но без которого деятельность учреждения будет существенно затруднена.

    На заседании комиссии, состоявшемся 17 января 2011 года, было установлено, что компьютер стоимостью 55 000 руб. был приобретен по заявке главного бухгалтера учреждения для нужд расчетной группы: на данном компьютере планируется установить программное обеспечение по расчету заработной платы. Комиссией установлено, что данный компьютер необходим бухгалтерии для выполнения своих функций. Поэтому комиссия единогласно приняла решение об отнесении данного объекта основных средств к особо ценному движимому имуществу.

    18 января 2011 года в бухгалтерию поступила выписка из протокола заседания комиссии.

 

    В бухгалтерском учете казенных учреждений операции по санкционированию отражаются в соответствии с положениями раздела 5 "Санкционирование расходов" Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н), следующим образом:

    — получены лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год:

 

    Дебет КРБ 1 50115 310 "Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года по приобретению основных средств"

    Кредит КРБ 1 50113 310 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по приобретению основных средств";

 

    — приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года согласно заключенным договорам с поставщиками:

 

    Дебет КРБ 1 50113 310 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по приобретению основных средств"

    Кредит КРБ 1 50211 310 "Принятые обязательства текущего финансового года по приобретению основных средств";

 

    — приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года согласно условиям заключенных с поставщиками договоров:

 

    Дебет КРБ 1 50211 310 "Принятые обязательства текущего финансового года по приобретению основных средств".

    Кредит КРБ 1 50212 310 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по приобретению основных средств".

 

    В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений записи по получению лимитов бюджетных обязательств не отражаются, поскольку данные учреждения не являются участниками бюджетного процесса.

    В бухгалтерском учете бюджетных учреждений записи по санкционированию отражаются согласно положениям раздела 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н), так:

    — приняты бюджетным учреждением обязательства согласно закону, иному нормативному правовому акту, договору, соглашению на соответствующий финансовый год:

 

    Дебет 0 50610 310 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по приобретению основных средств";

    Кредит 0 50211 310 "Принятые обязательства на текущий финансовый год по приобретению основных средств"

 

    — приняты денежные обязательства бюджетного учреждения согласно условиям гражданско-правовой сделки, заключенной бюджетным учреждением или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора (соглашения):

 

    Дебет 0 50211 310 "Принятые обязательства на текущий финансовый год по приобретению основных средств"

    Кредит 0 50212 310 "Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год по приобретению основных средств".

 

    Записи по санкционированию в бухгалтерском учете автономных учреждений отражаются согласно положениям раздела 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее - Инструкция № 183н), и аналогичны вышеуказанным записям, отражаемым в учете бюджетных учреждений согласно Инструкции № 174н.

    Отметим, что момент принятия бюджетных обязательств, а также документы, являющиеся основанием для отражения указанных операций в учете учреждений независимо от их типа, подлежат закреплению в учетной политике данного учреждения.

 

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

 

    Порядок учета расчетов с поставщиками по приобретению основных средств практически одинаков для всех типов учреждений.

    Для отражения расчетов учреждениями используются счета 20631 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств", 20831 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств", 30231 "Расчеты по приобретению основных средств".

    Поступающие основные средства приходуются на основании документов поставщика и соответствующего первичного учетного документа.

    Записи, которыми далее будут отражены в учете следующие операции с поступившими объектами основных средств, зависят о того, к какой группе основных средств по решению комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов ранее был отнесен данный объект.

 

 

 

ПРИМЕР(продолжение)

 

    25 февраля 2011 года в бюджетное учреждение "Государственный университет" поступили следующие материальные ценности:

    — автомобиль стоимостью 520 000 руб.;

    — компьютер стоимостью 55 000 руб.

    Автомобиль стоимостью 520 000 руб. в соответствии с приказом Учредителя отнесен бухгалтером к особо ценному движимому имуществу.

    Компьютер на основании выписки из протокола заседания комиссии также отнесен к особо ценному имуществу.

 

    Поступающие в учреждения основные средства подлежат отражению в учете по дебету счетов:

    — 0 10611 000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения";

    — 0 10621 000 "Вложения в основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения";

    — 0 10631 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения".

 

    Напомним, что в соответствии с пунктами 128 и 129 Инструкции № 157н аналитический учет вложений в основные средства ведется в Многографной карточке в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому (изготавливаемому, создаваемому) объекту нефинансовых активов. Учет операций по принятию к учету нефинансовых активов в сумме произведенных фактических вложений ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

    Таким образом, бухгалтерская запись по отражению в учете поступления основного средства, согласно Единому плану счетов, будет выглядеть следующим образом:

    — в отношении объектов недвижимого имущества:

 

    Дебет счета 10611 "Вложения в недвижимое имущество учреждения - основные средства"

    Кредит счетов 20831 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств", 30231 "Расчеты по приобретению основных средств";

 

    — в отношении объектов основных средств, отнесенных к ОЦДИ (кроме казенных учреждений, поскольку они не ведут отдельного учета объектов основных средств, относимых к ОЦДИ):

 

    Дебет счета 10621 "Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения - основные средства"

    Кредит счетов 20831 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств", 30231 "Расчеты по приобретению основных средств";

 

    — в отношении объектов основных средств, отнесенных к иному имуществу:

 

    Дебет счета 10631 "Вложения в иное движимое имущество учреждения - основные средства"

    Кредит счетов 20831 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств", 30231 "Расчеты по приобретению основных средств".

 

    При этом казенные и бюджетные учреждения при осуществлении записей в 24 - 26-м разрядах счетов указывают КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" как по дебету, так и по кредиту счета.

 

    Однако, на наш взгляд, разработчиками инструкции не учтен один нюанс.

    Дело в том, что бухгалтер сможет сделать указанные выше записи в бухгалтерском учете только в том случае, когда комиссия принимает решение об отнесении объектов основных средств к той или иной группе на основании их экономического смысла и жизненно важной значимости для деятельности учреждения без учета стоимости.

    В то же время комиссия не сможет принять решение о судьбе конкретного объекта основного средства, если в основе решения будет лежать только стоимостный критерий отнесения к ОЦДИ, до окончательного формирования его первоначальной стоимости. Отметим, что период формирования первоначальной стоимости объекта основного средства может занять определенное время: от нескольких недель до нескольких месяцев. Период формирования первоначальной стоимости объекта зависит от ряда факторов: условий его поставки, сборки, монтажа и других.

    Таким образом, опять же возникают вопросы:

    — на каком счете учитывать такой объект основного средства в период формирования его первоначальной стоимости;

    — следует ли комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов собираться вновь после того, как будет сформирована первоначальная стоимость объекта?

    Кроме того, в настоящий момент ни Инструкцией № 157н, ни Инструкцией № 173н не предусмотрены какие-либо первичные документы и регистры учета, в которых фиксировались бы принимаемые комиссией решения и соответствующие действия бухгалтера в бухгалтерском учете. Очевидно, что учреждениям самостоятельно придется разрабатывать документооборот, график движения документов и соответствующие формы учетных документов и регистры учета.

    К сожалению, отсутствие ответов на поставленные вопросы может существенно затруднить хозяйственную деятельность бюджетных и автономных учреждений. Другими словами, на практике может сложиться ситуация, когда в учреждение поступило основное средство, но оно не может быть передано в эксплуатацию до тех пор, пока комиссией не будет вынесено необходимое решение, а решение не будет вынесено, пока не будет сформирована первоначальная стоимость объекта.

    После того как сформирована первоначальная стоимость, объект основного средства ставится на балансовый учет.

 

Постановка на балансовый учет

 

    Как уже отмечалось выше, принятие к учету объектов основных средств осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного Актами по формам 0306001, 0306030 и 0306002. Поскольку оформление актов производится после формирования первоначальной (балансовой) стоимости, то, таким образом, комиссии придется еще раз участвовать в процедуре принятия к учету данного объекта основного средства.

    В бухгалтерском учете записи по принятию основных средств на балансовый учет по сформированной первоначальной (балансовой) стоимости отражаются по дебету следующих счетов:

    0 10110 000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения";

    0 10120 000 "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения";

    0 10130 000 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения";

    0 10140 000 "Основные средства - предметы лизинга".

    При этом счета данной группы корреспондируют по кредиту с соответствующими аналитическими счетами счета 10601 "Вложения в основные средства".

    Принятие к бюджетному учету вновь выстроенных зданий, сооружений, а также реконструированных и достроенных казенными учреждениями зданий, сооружений отражается в соответствии с Инструкцией № 162н:

 

    Дебет счета 0 10110 310 "Основные средства" (0 10111 310, 0 10112 310, 0 10113 310)

    Кредит счета 0 10611 310 "Увеличение вложений в недвижимое имущество учреждений - основные средства".

 

    Принятие к бюджетному учету объектов основных средств по первоначальной (балансовой) стоимости, сформированной при их приобретении, изготовлении хозяйственным способом, или по стоимости работ по их достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию автономными и бюджетными учреждениями в соответствии с Инструкциями № 183н и № 174н соответственно отражается на основании первичного учетного документа - Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002):

 

    Дебет счета 0 10110 000(310) "Основные средства" (0 10115 000(310), 0 10118 000(310), 0 10121 000(310) - 0 10128 000(310), 0 10131 000(310) - 0 10138 000(310))

    Кредит счета 0 10600 000(310) "Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения", 0 10621 000(310) "Увеличение вложений в особо ценное движимое имущество - основные средства".

 

Определение срока полезного использования

 

    В момент принятия основного средства к балансовому учету необходимо определить и указать в Акте срок его полезного использования.

    Напомним, что, согласно пункту 44 Инструкции № 157н, сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен.

    Срок полезного использования объектов основных средств для начисления амортизации определяется исходя из информации, содержащейся в постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Кроме того, по объектам, включаемым в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп. По объектам, отнесенным в десятую амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Министров СССР от 22.10.1990 № 1072. Если в этих постановлениях нет точной информации, то применяются рекомендации, содержащиеся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества.

    В случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, как уже отмечалось выше, определяются на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов с учетом особенностей. Комиссия определяет также сроки полезного использования в случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе при проведенных достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации.

 

Аналитический учет объектов основных средств

 

    Согласно пункту 54 Инструкции № 157н аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 рублей включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества.

 

Актуальные группы объектов

 

    В соответствии с Единым планом счетов структуру основных средств, учитываемых в составе нефинансовых активов в государственных (муниципальных) учреждениях независимо от типа, можно представить в виде следующей схемы:

 

Схема 1. Структура объектов основных средств государственных (муниципальных) учреждений согласно Единому плану счетов

    

 

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

 

ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

 

ПРЕДМЕТЫ

ЛИЗИНГА

 

ИМУЩЕСТВО

КАЗНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особо ценное

движимое

имущество

 

Иное

движимое

имущество

 

 

КУ

БУ

АУ

 

КУ

БУ

АУ

 

КУ

БУ

АУ

 

КУ

БУ

АУ

 

КУ

БУ

АУ

+

+

+

 

-

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

 

+

-

-

 

 

    Очевидно, что объекты имущества казны могут находиться на учете только в органах исполнительной власти, представляющих интересы публично-правовых образований. В соответствии с положениями Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ органы исполнительной власти в 2011 году получают статус казенных учреждений. При этом имущество казны не может быть объектом учета в автономных и бюджетных учреждениях.

    В свою очередь, согласно Единому плану счетов, особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) не является объектом учета в казенных учреждениях. Объекты ОЦДИ подлежат учету только в автономных и бюджетных учреждениях.

    Внутри каждой группы объекты основных средств также разделяются по соответствующим видам, подразделам классификации согласно ОКОФ. В Едином плане счетов каждому виду имущества соответствует аналитический код:

    1 "Жилые помещения";

    2 "Нежилые помещения";

    3 "Сооружения";

    4 "Машины и оборудование";

    5 "Транспортные средства";

    6 "Производственный и хозяйственный инвентарь";

    7 "Библиотечный фонд";

    8 "Прочие основные средства".

    Очевидно, что для выполнения требования Единого плана счетов учреждениям в зависимости от принадлежности к тому или иному типу учреждения следует организовать соответствующий аналитический учет основных средств.

    Приведение аналитического учета основных средств в соответствие с Единым планом счетов потребует в 2011 году наибольших усилий от бухгалтеров автономных и бюджетных учреждений. Это связано в первую очередь с тем, что из общей "массы" объектов необходимо вычленить те объекты основных средств, что по соответствующим критериям, установленным Учредителем, должны быть отнесены к ОЦДИ и, следовательно, с 2011 года учитываться на отдельном синтетическом счете.

    Такая работа, на наш взгляд, будет состоять из нескольких этапов.

 

Делим на группы

 

    На данном этапе все объекты основных средств, имеющиеся на балансе учреждения по состоянию на 1 января 2011 года, необходимо разделить на вышеуказанные группы, а именно на:

    — недвижимое имущество (счет 0 10110 000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения");

    — движимое имущество (счета 0 10120 000 "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения" и 0 10130 000 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения");

    — предметы лизинга (счет 0 10140 000 "Основные средства - предметы лизинга");

    — имущество казны (для казенных учреждений счет 0 10800 000 "Нефинансовые активы имущества казны").

    Обратите внимание, что на балансовом счете 0 10140 000 "Основные средства - предметы лизинга" подлежат учету объекты ОС только в том случае, если договором лизинга предусмотрен учет такого имущества на балансе учреждения. В противном случае предмет лизинга должен будет числиться на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".

    Таким образом, если в учреждении по состоянию на 1 января 2011 года числятся основные средства, полученные по договору лизинга, то необходимо внимательно изучить положения соответствующего договора. И только после этого принять решение об отнесении предметов лизинга на счет 0 10140 000 "Основные средства - предметы лизинга" или забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование".

 

Распределяем по аналитическим кодам

 

    На следующем этапе объекты по каждой группе необходимо разбить по соответствующим аналитическим кодам счетов синтетического учета, указанным выше.

    Сведения по каждому объекту основных средств отражаются в Инвентарной карточке (ф. 0504031, ф. 0504032).

    Согласно пункту 54 Инструкции № 157н аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 рублей включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества.

    Кроме того, в целях контроля соответствия учетных данных по объектам основных средств, формируемых материально ответственными лицами, сведениям на соответствующих счетах аналитического учета нефинансовых активов составляется соответствующая Оборотная ведомость.

    Подготовив данные об объектах основных средств в разрезе групп и аналитических кодов, далее необходимо организовать документооборот по учету операций по поступлению и выбытию объектов основных средств.

 

Инвентарный номер

 

    В соответствии с пунктом 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Напомним, что инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.

    Согласно пункту 46 Инструкции № 157н каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества (кроме объектов стоимостью до 3 000 рублей включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости) присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации.

    Напомним, что инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

    На наш взгляд, целесообразно предусмотреть в инвентарном номере, которые будут присваиваться объектам основных средств, поступившим в 2011 году, разряд, характеризующий принадлежность данного объекта к соответствующей группе:

    — недвижимое имущество;

    — ОЦДИ;

    — иное движимое имущество;

    — предметы лизинга.

    Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.

 

Регистры учета основных средств

 

    В соответствии с пунктом 55 Инструкции № 157н учет операций по выбытию и перемещению объектов основных средств ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

    При этом Инструкцией № 157н установлено, что учет операций по поступлению объектов основных средств ведется:

    в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов в части операций принятия к учету объектов основных средств по сформированной первоначальной стоимости или операций по увеличению первоначальной (балансовой) стоимости объектов основных средств на сумму фактических затрат по их достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию;

    в Журнале по прочим операциям - по иным операциям поступления объектов основных средств.

    Для организации достоверного учета, на наш взгляд, целесообразно организовать ведение журналов операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов по каждой группе объектов основных средств, а именно:

    — недвижимое имущество;

    — ОЦДИ;

    — иное движимое имущество;

    — предметы лизинга.

    Записи в Журналах операций будут производиться на основании соответствующих первичных документов: актов, накладных и т.п. Напомним, что операции по внутреннему перемещению объектов основных средств отражаются на основании Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032).

    Обратите внимание, что, согласно пункту 49 Инструкции № 157н, дата признания операций по принятию, выбытию (в том числе по основанию решения о списании) объекта основных средств определяется с учетом положений не только Инструкции № 157н, но и Инструкций по применению Планов счетов, устанавливающих правила признания обязательств, финансовых результатов (доходов, расходов) для соответствующих типов государственных (муниципальных) учреждений (казенных, бюджетных, автономных). Однако никаких особых указаний в Инструкциях № 162н (для КУ), 174н (для БУ), 183н (АУ) на определение даты признания для отражения в учете таких операций не содержится.

    В то же время в Инструкции № 157н отмечается, что принятие к учету объекта основных средств, являющегося предметом лизинга в случае, если по условиям договора лизинга указанный объект поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, осуществляется на основании первичного документа лизингополучателя по дате получения имущества лизингополучателем.

    Подводя итог, отметим, что для организации аналитического учета объектов основных средств в учреждении необходимо разработать рабочий план счетов, график и правила документооборота, структуру инвентарного номера, провести мероприятия по обучению сотрудников установленному порядку.

    Кроме того, принятый в учреждении порядок организации и ведения учета основных средств должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

 

Заключение

 

    На наш взгляд, весьма важно, чтобы в сложившихся после введения Инструкции № 157н обстоятельствах работники бухгалтерии не остались один на один со своими проблемами по ведению бухгалтерского учета. Согласно статье 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководитель учреждения несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.

    Поэтому при формировании учетной политики руководитель учреждения вместе с главным бухгалтером должны организовать учет с целью обеспечения четкого документооборота, должного выполнения всеми работниками учреждения указаний главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций, что позволит учреждению не нарушать правила ведения бухгалтерского учета основных средств и других нефинансовых активов.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 53144 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!