План финансово-хозяйственной деятельности – новая реальность учетной политики

По материалам статьи В.Половникова, опубликованной в региональном выпуске газеты "Я бухгалтер.Урал", №14, 2012 г.

В настоящее время  в  РФ идет реформирование бюджетной системы. Федеральным законом № 83-ФЗ от 10 мая 2010 года определено, что все учреждения госсектора  экономики становятся либо казенными, либо бюджетными, либо автономными. Одним из основных отличий между указанными типами учреждений является порядок финансирования их  деятельности.

Анатомия финансовых потоков

Казенные учреждения.  По своим функциям и финансовому обеспечению  «казенщики» аналогичны  бюджетным организациям «старого» типа.  Согласно бюжетной смете для них устанавливаются  лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) по направлениям предстоящих расходов (КОСГУ). Государство через распорядителей  (главных распорядителей) бюджетных средств  выделяет   ассигнования для  этих организаций, не превышая при этом лимиты.  Доходы от  предпринимательской деятельности казенных учреждений полностью  зачисляются  на единый счет бюджета и сами организации не вправе распоряжаться этими средствами. Все расходы «казенщиков» строго санкционируются казначейскими органами по объемам и принадлежности к запланированным экономическим  кодам. Самостоятельность  организаций  в  финансовых вопросах предельно ограничена.  Зато есть  «уверенность  в завтрашнем дне» и надежда на государство, что оно  подставит  плечо  в трудную минуту.

Бюджетные и автономные учреждения.  Реформа бюджетной сферы не может  осуществиться одномоментно.  Законодательно определена продолжительность  переходного  процесса  реформирования  и  он продлится  до  1 июля 2012 года.  До тех пор, пока  учреждениям не выделены субсидии на выполнение государственных заданий, они работают по правилам «казенщиков» и финансируются по схеме «смета-ЛБО-ассигнования».  Как только принято решение о  субсидировании, бюджетное  учреждение становится  полноправной организацией  нового типа  и финансируется посредством субсидий  через своего учредителя.  Учредителями, как правило, становятся  бывшие распорядители (главные распорядители) бюджетных средств .  Бюджетные учреждения  нового типа уже  не должны составлять смету доходов и расходов и на смену этому документу  приходит План финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) государственной организации, в котором подробно расписываются поступления и выплаты на планируемый период.   Автономные учреждения  теперь также финансируются  в соответствии с Планом  ФХД.  Все доходы от предпринимательской деятельности, в отличие от казенных учреждений,  остаются в распоряжении  бюджетных и автономных организаций.  Оплата  денежных обязательств таких учреждений санкционируется в казначейских органах, которые контролируют  расходы в рамках  сумм целевых субсидий. Таким образом, финансовая самостоятельность  «бюджетников» и  «автономщиков»  в результате реформирования хотя и выходит  на более высокий уровень, но весомее  становится и уровень  финансовой ответственности.

Что  надо  отразить  в Плане  ФХД?

Порядок подготовки плана определен  приказом  Министерства финансов РФ № 81н от 28 июля 2010 года. План составляется на финансовый год, либо на финансовый год и перспективный (плановый) период. В содержательной части Плана выделяют  три раздела.

 В первом  описательном разделе отражаются общие сведения о деятельности учреждения,   его  цели  и основные виды деятельности в соответствии с уставом; перечень работ и услуг, предоставление которых для физических и юридических лиц производится за плату; сведения об
общей  балансовой стоимости  недвижимого государственного имущества  в разрезе объектов, закрепленных  за учреждением на праве оперативного управления,  приобретенных учреждением  за счет выделенных собственником имущества учреждения средств, приобретенных учреждением  за счет доходов от  приносящей доход деятельности. Также в первом разделе указывается  общая балансовая стоимость движимого  имущества, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества, а также иная информация по решению  учредителя.

Во втором (табличном) разделе указываются показатели финансового состояния учреждения, представляющие собой данные о нефинансовых и финансовых активах, а также об обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана.

В третьем (табличном)  разделе отражаются планируемые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.  Эти данные рассчитываются исходя из представленной учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств.  Указанные обязательства включают субсидии на возмещение нормативных затрат,  целевые  субсидии, бюджетные инвестиции  и публичные обязательства, передаваемые в установленном порядке учреждению.

 Программа в помощь

 Трудоемкость составления Плана  можно сократить, применяя современное программное обеспечение. К примеру,  в программном продукте СКБ Контур Контур-Бухгалтерия Бюджет для построения второго раздела применяют  настраиваемую пользователем таблицу. Для каждой строки таблицы можно задать набор КВФО, КОСГУ и бухгалтерских счетов, по которому формируется строка.  Показатели третьего раздела также помогает получить компьютер. В той же программе такие  данные автоматически формируются из проводок по санкционированию: доходы – Дт  0 507 10 ххх    Кт 0 50410 ххх, расходы – Дт 0 504 10 ххх  Кт 0 506 10 ххх.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!