Родительская плата в образовательном учреждении

Законом "Об образовании" <1> установлено, что учащиеся всех образовательных учреждений могут получать платные дополнительные образовательные услуги. Оказание таких услуг способствует удовлетворению потребностей  в получении образования. За такие услуги с родителей учащихся взимается определенная плата. Кроме того, родители вносят плату за содержание своих детей в государственных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. В предлагаемом материале из статьи И.Зерновой (журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2) рассмотрено  как отражается ее начисление в бухгалтерском учете и какими налогами она облагается.

--------------------------------

<1> Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

 

Для учета в дошкольных образовательных учреждениях расчетов по начислению и поступлению родительской платы Инструкцией N 148н   предусмотрен счет 205 03 000 "Расчеты  по доходам от оказания платных  услуг".

Рассмотрим на примере порядок отражения начисления родительской платы и ее внесения на лицевой счет и в кассу дошкольного учреждения образования, а также возврат излишне перечисленной родительской платы.

 

Пример. Фактические расходы на содержание детей в детском саду за месяц составили 300 000 руб. По плану и фактически детсад посещали 100 детей. Родительская плата за одного ребенка составляет 20% от суммы затрат на его содержание в детском саду и равна 600 руб. (300 000 руб. / 100 чел. x 20%). Всего родителями внесено 60 000 руб. (600 руб. x 100 чел.), в том числе:

- через отделения Сбербанка - 48 000 руб.;

- в кассу учреждения - 12 000 руб.

Эти средства направляются:

- на закупку продуктов питания - 60 000 руб.

Произведен возврат излишне перечисленной родительской платы безналичным перечислением на лицевой счет родителей, открытый в г/банке, в сумме 3000 руб.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующими проводками:

 

Содержание операции       

Дебет  

Кредит  

Сумма, 
руб.  

Начислена родительская плата       
(600 руб. x 100 чел.)              

2 205 03 560

2 401 01 130

60 000 

Отражено поступление родительской  
платы на лицевой счет детского сада

2 201 01 510

2 205 03 660

48 000 

Отражено поступление родительской  
платы в кассу детского сада        

2 201 04 610

2 205 03 660

12 000 

Оприходованы продукты питания      

2 105 02 340

2 302 22 730

60 000 

Произведена оплата продуктов питания

2 302 22 830

2 201 01 610

60 000 

Произведен возврат излишне         
перечисленной родительской платы   

2 205 03 560

2 201 01 610

3 000 

Одновременно производится проводка 
методом "красное сторно"           

2 205 03 560

2 401 01 130

3 000 

 

Налогообложение родительской платы

 

Налог на прибыль

 

Согласно ст. 321.1 НК РФ доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Поскольку образовательные учреждения оказывают услуги, за которые взимается родительская плата, то для целей налогообложения эта плата считается доходом от коммерческой деятельности - в бюджетном учете она называется доходом от деятельности, приносящей доход. Таким образом, родительская плата в образовательных учреждениях подлежит обложению налогом на прибыль на общих основаниях.

Попытки квалифицировать родительскую плату как целевые поступления или целевое финансирование и, соответственно, не включать ее в налогооблагаемую базу лишены оснований, поскольку перечень целевых средств приведен в пп. 14 п. 1 и в п. 2 ст. 251 НК РФ и является закрытым.

 

Налог на добавленную стоимость

 

Операции, не подлежащие обложению НДС, перечислены в ст. 149 НК РФ. Так, согласно пп. 14 п. 2 этой статьи не подлежат обложению НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Следовательно, платные дополнительные образовательные услуги, указанные в лицензии, не подлежат обложению НДС.

Подпунктом 4 п. 2 этой статьи предусмотрено, что не подлежит обложению НДС реализация услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях. При этом следует выполнять положения п. 4 ст. 149 НК РФ, согласно которому налогоплательщик, осуществляющий операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), обязан вести их раздельный учет.

Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой согласно законодательству РФ. Из данной формулировки следует, что услуги по содержанию детей в детском дошкольном учреждении не подлежат налогообложению на основании пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ только при наличии у налогоплательщиков лицензии на ведение образовательной деятельности.

В Федеральном законе от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" приведен перечень всех видов деятельности, подлежащих лицензированию. Деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, в отличие от образовательной деятельности по программам дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования, не входит в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Законодательство о налогах и сборах также разделяет услуги по содержанию детей и услуги в сфере образования, то есть образовательную деятельность (пп. 4 и 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Следовательно, услуги по содержанию детей в дошкольном учреждении (родительская плата) не являются объектом обложения НДС. В подтверждение тому сошлемся на сложившуюся арбитражную практику. Так, в Постановлениях ФАС УО от 22.10.2007 N Ф09-8560/07-С2, ФАС ВСО от 12.09.2007 N А33-18221/06-Ф02-5491/07, А33-18221/06-Ф02-5891/07, ФАС МО от 28.05.2007 N КА-А40/4581-07, ФАС ПО от 24.01.2007 N А72-4815/2006 указано, что услуги по содержанию детей в дошкольном учреждении не подлежат обложению НДС в силу пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на образовательную деятельность. Судьями также обращено внимание на то, что деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений по содержанию детей, в отличие от образовательной деятельности по программе дошкольного образования, не подлежит лицензированию - лицензия на право содержания детей в детских садах не предусмотрена действующим законодательством. Арбитрами указано, что не следует смешивать эти два вида деятельности: дошкольное образование и содержание детей являются различными и самостоятельными видами деятельности дошкольного учреждения.

Кроме того, налоговыми органами предпринимаются попытки по обложению НДС услуг по содержанию в дошкольных учреждениях детей сверх численности, указанной в лицензии на образовательную деятельность. По мнению налоговиков, освобождение от налогообложения услуг по содержанию в дошкольных учреждениях детей, численность которых превышает контрольные нормативы, необоснованно, поскольку льготный режим налогообложения зависит от наличия лицензии и приложения к ней, фиксирующего предельную численность воспитанников.

В Постановлениях ФАС УО от 10.12.2007 N Ф09-10285/07-С2, от 03.12.2007 N Ф09-9916/07-С2 указано, что применение льготы, установленной пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, не зависит от соблюдения контрольных нормативов, указанных в лицензии, поскольку превышение предельно допустимого количества детей нарушает лишь лицензионные требования и не связано с порядком налогообложения. При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о возможности применения данной льготы независимо от численности контингента (воспитанников), определенного в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности.

 

Компенсация родительской платы

 

В соответствии с п. 6 ст. 52 Закона "Об образовании" родители (законные представители) детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, получили право на компенсацию части платы за содержание детей в этих учреждениях. Порядок определения размеров указанной компенсации установлен ст. 52.2 Закона "Об образовании". Так, выплата компенсации части платы за содержание детей производится в определенном размере от внесенной родителями (законными представителями) родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении:

- на первого ребенка - 20% внесенной родительской платы;

- на второго ребенка - 50% внесенной родительской платы;

- на третьего ребенка и последующих детей - 70% внесенной родительской платы.

 

Примечание. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении (п. 1 ст. 52.2 Закона "Об образовании").

 

Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов РФ. Для выполнения этого нового расходного обязательства из федерального бюджета производится софинансирование расходов на выплату компенсации путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий. Их размеры рассчитываются исходя из среднего сложившегося в субъекте РФ размера родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 973 утверждены Правила предоставления в 2008 - 2010 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, согласно которым субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ, принявших в установленном порядке законы и (или) иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства субъекта РФ по выплате компенсации.

Для получения субсидий уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ заключают с Рособразованием соглашение о предоставлении субсидии.

Из федерального бюджета перечисление субсидий в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, производится в установленном порядке.

В свою очередь, субъекты РФ в предусмотренном ими порядке предоставляют местным бюджетам субвенции на исполнение расходных обязательств субъекта РФ, возникающих в связи с принятием ими нормативных правовых актов, устанавливающих выплату компенсации.

Порядок обращения за компенсацией и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. В основном они сводятся к следующему.

Для назначения компенсации части родительской платы родитель (или законный представитель) ребенка должен представить в образовательное учреждение дошкольного образования, которое посещает ребенок, необходимые документы. Работник, осуществляющий приемку документов, заверяет ксерокопии и возвращает подлинники заявителю (формирует выплатные дела). После чего работник образовательного учреждения формирует списки получателей компенсации и передает их в уполномоченный орган (комитет по образованию, органы местного самоуправления), который наделен полномочиями по осуществлению выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе обеспечению организации ее выплаты.

Ежемесячно на основании выплатных дел и фактически внесенной родительской платы производится перечисление компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственном образовательном учреждении родителям (законным представителям) на счета, открытые им в кредитных организациях, либо иным способом, указанным заявителем (с использованием электронной и почтовой связи, выплаты наличными).

 

Примечание. Расходы, связанные с доставкой компенсации до получателя через финансово-кредитные учреждения и отделения федеральной почтовой связи, должны оплачиваться за счет средств бюджета субъекта РФ (Письмо Минфина России от 17.05.2007 N 12-02-15/1968).

 

В образовательном учреждении дошкольного образования никаких проводок по начислению компенсации не формируется.

 

Выплаты военнослужащим на содержание детей

 

Военнослужащим производится выплата на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. Порядок и размер этих выплат устанавливаются соответствующим органом, в котором военнослужащий проходит службу.

Например, Минобороны в Приказе N 555 <1> утвердило производство выплаты:

1) военнослужащим - гражданам РФ на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении):

а) посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения:

- на первого и второго ребенка - в размере 80% внесенной родительской платы;

- на третьего ребенка и последующих детей - в размере 90% внесенной родительской платы;

б) посещающих негосударственные детские дошкольные учреждения:

- на первого и второго ребенка - в размере 80% внесенной родительской платы. Однако размер выплаты не может превышать 80% размера ежемесячной платы, которая установлена за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях, находящихся в ведении муниципальных образований, на территории которых находится это негосударственное детское дошкольное учреждение (реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования), исчисленной за фактическое пребывание ребенка в негосударственном детском дошкольном учреждении;

- на третьего ребенка и последующих детей - в размере 90% внесенной родительской платы, но не более 90% размера ежемесячной платы, установленной за содержание ребенка в детских муниципальных дошкольных учреждениях, исчисленной за фактическое пребывание ребенка в негосударственном детском дошкольном учреждении;

2) военнослужащим, проходящим военную службу на территории иностранных государств, которым не установлены должностные оклады в иностранной валюте, выплаты на содержание их детей, посещающих иностранные детские дошкольные учреждения любой формы собственности, находящиеся за пределами территории РФ:

- на первого и второго ребенка - в размере 80% внесенной родительской платы. Данная выплата не может превышать 80% размера ежемесячной платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия в сфере образования, по месту нахождения главного распорядителя бюджетных средств;

- на третьего ребенка и последующих детей - в размере 90% внесенной родительской платы. И здесь размер выплаты также ограничен, то есть он не должен превышать 90% размера ежемесячной платы, установленной в соответствующем периоде за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

--------------------------------

<1> Приказ Минобороны России от 30.12.2007 N 555 "О выплатах на содержание детей в детских дошкольных учреждениях военнослужащим - гражданам Российской Федерации".

 

Военнослужащим, указанным в п. 2, выплата производится в той же валюте, в которой им выплачивается денежное довольствие.

При этом определение предельного размера выплаты в национальной валюте страны пребывания или суммы родительской платы в рублях, внесенной в детское дошкольное учреждение в национальной валюте, производится путем пересчета рублей на национальные валюты или национальных валют на рубли по курсам, установленным ЦБ РФ на первое число месяца, за который производится выплата.

МВД в Приказе N 974 <6> установило, что сотрудникам милиции на содержание детей (лиц, находящихся на иждивении), посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения, следует производить выплату пособия в размере разницы между платой, взимаемой с родителей за содержание детей в государственных и муниципальных детских дошкольных учреждениях, и установленной п. 1 ст. 52.2 Закона "Об образовании" компенсацией части родительской платы.

--------------------------------

<6> Приказ МВД России от 06.11.2007 N 974 "О пособии сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения".

 

Налог на доходы физических лиц

 

Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, определен ст. 217 НК РФ, в которой право на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении прямо не прописано. Поэтому Минфином были опубликованы Письма разъясняющего характера, в которых указано, что суммы компенсации части родительской платы в дошкольных учреждениях не подлежат обложению НДФЛ (Письма Минфина России от 27.11.2007 N 03-04-06-01/419, от 29.11.2007 N 03-04-06-01/423, от 30.11.2007 N 03-04-06-01/426 и ФНС России от 17.12.2007 N ГИ-6-04/973@).

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 33595 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!