Учет бюджетных и денежных обязательств согласно Единого плана счетов

9 августа 2011 - Администратор сайта

Статья А.Ю.Шихова, опубликованная в журнале "Советник бухгалтера бюджетной сферы" №4, 2011 г.

 

    Напомним, что, согласно статье 219 Бюджетного кодекса РФ, исполнение бюджета по расходам состоит из нескольких этапов.

    На первом этапе получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных до них лимитов. Именно этот этап соответствует формированию учетных данных по кредиту счета 1 50201 000 "Принятые обязательства" в корреспонденции со счетом 1 50103 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств". Поскольку порядок ведения учета и формирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств не раскрывается в Инструкции от 01.12.2010 № 157н, то он подлежит самостоятельной разработке получателем бюджетных средств и закреплению в учетной политике учреждения.

     На следующем этапе исполнения бюджета по расходам происходит подтверждение принятых денежных обязательств. Согласно п. 4 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами. Именно данный этап соответствует формированию в бухгалтерском учете информации по счету 0 50202 000 "Принятые денежные обязательства".

    Понятие обязательств, как бюджетных, так и денежных, закреплено в статье 6 БК РФ, действие которого с 2011 года распространяется только на казенные учреждения. При этом аналогичные положениям Бюджетного кодекса РФ определения обязательств даются в пункте 308 Инструкции № 157н.

    Так, согласно статье 6 БК РФ денежные обязательства - это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

    А согласно пункту 308 Инструкции № 157н денежные обязательства - это соответствующая обязанность уже не получателя бюджетных средств, а учреждения. При этом отметим, что бюджетные и автономные учреждения, не являясь участниками бюджетного процесса, не обладают какими-либо бюджетными полномочиями.

    Отметим еще один важный, на наш взгляд, момент. Согласно пункту 1 Инструкции № 157н устанавливаются обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов. При этом информация, отражаемая на счетах 5-го раздела Единого плана счетов, никоим образом не влияет на изменение активов и обязательств, в связи с чем указанные счета не являются балансирующими. Такой особый и неопределенный "статус" 500-х счетов порождает немало вопросов не только при ведении бухгалтерского учета, но и при составлении форм отчетности.

    Следовательно, порядок применения в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений соответствующих счетов по учету денежных обязательств требует дополнительных уточнений и разъяснений как со стороны разработчика Инструкции, так и в учетной политике учреждений.

    Однако далее будем пользоваться терминологией Бюджетного кодекса как в отношении казенных учреждений, так и в отношении бюджетных и автономных учреждений.

 

Обязательства бюджетные, денежные и расчеты по ним

 

    Как уже было отмечено выше, денежные обязательства учреждения перед бюджетом, физическими или юридическими лицами возникают на основании договоров, соглашений или исходя из условий гражданско-правовой сделки. Однако в отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств.

 

 


ПРИМЕР 1

 

    Муниципальное казенное учреждение "Сельская библиотека" 28 февраля 2011 года заключило договор на проведение капитального ремонта подсобного помещения с ООО "Прораб" на сумму 75 000 руб. Согласно условиям договора учреждение обязуется в течение 10 рабочих дней после его подписания перечислить поставщику аванс в размере 30% от суммы договора, то есть 22 500 руб. При этом окончательный расчет за выполненные работы, согласно условиям договора, может быть произведен не позднее 5 рабочих дней после приемки работ.

    10 марта 2011 года учреждение перечислило аванс в размере 22 500 руб. ООО "Прораб".

    30 марта 2011 года учреждением был подписан акт выполненных работ, а 4 апреля 2011 года ООО "Прораб" были перечислены денежные средства в окончательный расчет в сумме 52 500 руб.

    В бухгалтерском учете муниципального казенного учреждения "Сельская библиотека" хозяйственные операции по подписанию договора с поставщиком и выполнению договорных условий были отражены следующим образом:

    28 февраля 2011 года приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года согласно заключенному с ООО "Прораб" договору на сумму 75 000 руб.:

 

    Дебет КРБ 1 50113 225 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по работам, услугам по содержанию имущества"

    Кредит КРБ 1 50211 225 "Принятые обязательства текущего финансового года по работам, услугам по содержанию имущества".

 

    10 марта 2011 года приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года по уплате аванса ООО "Прораб" согласно условию заключенного договора на сумму 22 500 руб.:

 

    Дебет КРБ 1 50211 225 "Принятые обязательства текущего финансового года по работам, услугам по содержанию имущества"

    Кредит КРБ 1 50212 225 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по работам, услугам по содержанию имущества".

 

    30 марта 2011 года приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года по окончательному расчету с ООО "Прораб" согласно акту выполненных работ на сумму 52 500 руб.:

 

    Дебет КРБ 1 50211 225 "Принятые обязательства текущего финансового года по работам, услугам по содержанию имущества"

    Кредит КРБ 1 50212 225 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по работам, услугам по содержанию имущества".

 

    Денежные обязательства возникают в результате принятия учреждением бюджетных обязательств, поэтому в бухгалтерском учете, как правило, хронологически сначала отражаются операции с бюджетными обязательствами, а затем операции с денежными обязательствами.

    Положения локальных актов, принятых в учреждении, могут влиять на порядок возникновения денежных обязательств учреждения. И это тот редкий случай, когда денежное обязательство может быть принято раньше бюджетного. Но такой порядок должен быть предусмотрен учетной политикой учреждения.

 

 

 

ПРИМЕР 2

 

    Согласно коллективному договору, действующему в муниципальном казенном учреждении "Сельская библиотека", заработная плата работникам выплачивается два раза в месяц: аванс за первую половину месяца - каждое 20-е число текущего месяца, заработная плата за вторую половину месяца (окончательный расчет) - не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным.

    21 марта 2011 года работникам учреждения был выплачен аванс за первую половину месяца на общую сумму 37 860 руб.

    31 марта 2011 года учреждением начислена заработная плата за март в размере 83 200 руб., а 5 апреля выплачена заработная плата за вторую половину месяца.

    В бухгалтерском учете были сделаны такие записи:

    21 марта 2011 года приняты учреждением денежные обязательства по выплате заработной платы (аванса за 1-ю половину месяца) на сумму 37 860 руб.:

 

    Дебет КРБ 1 50211 211 "Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате"

    Кредит КРБ 1 50212 211 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по заработной плате";

 

    31 марта 2011 года:

    а) приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года по заработной плате за март на сумму 83 200 руб.:

 

    Дебет КРБ 1 50113 211 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по заработной плате"

    Кредит КРБ 1 50211 211 "Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате";

 

    б) приняты учреждением денежные обязательства по выплате заработной платы на сумму 45 340 руб.:

 

    Дебет КРБ 1 50211 211 "Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате"

    Кредит КРБ 1 50212 211 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по заработной плате".

 

    Однако чаще всего возникновение денежного обязательства совпадает с принятием учреждением соответствующего бюджетного обязательства. Правда, еще раз отметим, что различия в порядке принятия к бухгалтерскому учету бюджетных и денежных обязательств, прежде всего, зависят от принятой в учреждении учетной политики.

 

Завершающий этап исполнения бюджета

 

    На следующем этапе исполнения бюджета по расходам учреждение предъявляет платежные и иные документы в Казначейство или финансовый орган либо в банк. Далее, согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, производится оплата денежных обязательств в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов или ассигнований.

    Отметим, что денежное обязательство не может быть исполнено без соответствующей разрешительной надписи (акцепта) соответствующего финансового органа. Нанесение такой разрешительной надписи называется санкционированием расходов и в учете учреждений не отражается.

    Факт исполнения денежных обязательств, как правило, подтверждается платежными документами, на основании которых было произведено списание денежных средств со счета бюджета в пользу физических или юридических лиц.

    Следуя логике статьи 219 БК РФ, становится очевидным, что операции, отражаемые на таких счетах Единого плана счетов, как 20600 "Расчеты по выданным авансам", 20800 "Расчеты с подотчетными лицами", 30200 "Расчеты по принятым обязательствам", 30300 "Расчеты по платежам в бюджет" в корреспонденции с кредитом счетов 20100 "Денежные средства учреждения", 30405 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом", как раз и свидетельствуют об исполнении денежных обязательств.

    И на этом отражение в бухгалтерском учете этапов исполнения бюджета по расходам прекращается.

 

Отражение операций в учете

 

    Как самостоятельный объект учета денежные обязательства в учете государственных (муниципальных) учреждений независимо от типа возникли только с 1 января 2011 года. Поэтому у бухгалтеров еще не накопился опыт ведения учета денежных обязательств на практике.

    И если порядок ведения учета бюджетных обязательств относительно прост, поскольку принятие такого обязательства подтверждается документом-основанием (договор, извещение о закупках, контракт и т. п.), нетрудно установить и момент отражения таких операций в учете. Однако с отражением в учете денежных обязательств все обстоит несколько сложнее.

    Прежде всего, бухгалтеру придется найти ответы надва ключевых вопроса:

 

1)

что будет являться документом-основанием для отражения принятия денежного обязательства в учете;

2)

в какой момент следует отражать принятие денежного обязательства?

 

    Как уже отмечалось выше, необходимость принятия денежных обязательств чаще всего возникает в результате наступления соответствующих условий договоров с поставщиками (подрядчиками) или на основании локальных актов. Однако особенностью принятия денежного обязательства является именно наступление (возникновение) определенного условия, которое не связано с изменением активов или расчетов с поставщиками и подрядчиками.

    Представляется, что порядок ведения учета денежных обязательств, прежде всего, будет зависеть от того, какую информацию бухгалтер и руководитель учреждения хотят получить.

    Очевидно, что учет операций, отражаемых на 500-х счетах Единого плана счетов, позволяет получать оперативную информацию о ходе исполнения бюджета по расходам в данном учреждении в целом. А ведение учета с учетом соответствующих кодов бюджетной классификации позволяет получать сведения об исполнении бюджета по расходам в разрезе разделов (подразделов), целевых статей, программ вплоть до КОСГУ.

    Обратите внимание, что сумма оборотов по кредиту счета 50201 "Принятые обязательства" отражает объем принятых бюджетных обязательств или, другими словами, объем заключенных учреждением договоров. На соответствующую отчетную дату учреждение как бы "резервирует", планирует произвести расходы в пределах доведенных лимитов.

    В то же время сумма оборотов по кредиту счета 50202 "Принятые денежные обязательства" характеризует объем отраженных в бухгалтерском учете учреждения своих денежных обязательств перед контрагентами (поставщиками, подрядчиками, работниками). Или, другими словами, обороты по кредиту счета 50202 соответствуют объему денежных средств, которое учреждение готово оплатить за счет средств бюджета на соответствующую отчетную дату.

    Таким образом, разница между кредитовыми оборотами по счетам 50201 и 50202, соответствующая кредитовому сальдо по счету 50201, свидетельствует о том, какая сумма должна быть оплачена из бюджета для исполнения договоров, контрактов и других обязательств, принятых учреждением на соответствующую отчетную дату.

    В то же время кредитовое сальдо по счету 50103 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" соответствует "невостребованному" объему лимитов, под которые учреждением еще не заключены договоры и не приняты обязательства перед юридическими и физическими лицами.

    Отметим также, что соотношение кредитовых оборотов по соответствующему КОСГУ аналитических счетов по счету 50202 и аналитических счетов по счетам 20100 и 30405 позволит получить информацию о суммах ожидающих исполнения принятых денежных обязательств и уже исполненных денежных обязательств.

    Имея указанную аналитическую информацию об исполнении бюджета по расходам, руководитель учреждения, бухгалтер и другие заинтересованные лица могут контролировать порядок принятия решений на определенных этапах хозяйственной деятельности учреждения.

    Напомним, что Инструкция № 157н не содержит жестких установок по порядку отражения в учете операций по принятию денежных обязательств. Поэтому учреждению необходимо самостоятельно разработать такой порядок. При этом очевидно, что порядок отражения денежных обязательств следует увязать с принятым в учреждении порядком учета бюджетных обязательств. Такая "увязка" между учетом бюджетных и денежных обязательств необходима для получения объективной и корректной информации об исполнении бюджета.

    Например, если учетной политикой учреждения принято отражать бюджетные обязательства в момент подписания договора, то денежные обязательства по расчетам с поставщиком (подрядчиком) целесообразно принимать к учету согласно условиям договора об уплате аванса и окончательного расчета, но не позднее даты перечисления средств.

    Другой пример - если учетной политикой учреждения бюджетные обязательства принимаются в момент образования кредиторской задолженности (например, при расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, взносам и иным платежам), то денежные обязательства могут отражаться в учете также в момент образования кредиторской задолженности (то есть одновременно с принятием бюджетных обязательств) либо на дату уплаты соответствующих сумм в бюджет.

 

Учетный документ-основание

 

    Согласно пункту 318 Инструкции № 157н бухгалтерский учет как принятых обязательств, так и денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики.

    Как уже отмечалось в предыдущей статье, основанием для принятия бюджетных обязательств является договор либо извещение о размещении заказа или иной первичный учетный документ.

    Особенностью отражения в учете денежных обязательств является то, что они принимаются в развитие уже принятых бюджетных обязательств и фиксируют лишь наступление условия о частичной (например, о выплате аванса) или полной готовности учреждения исполнить свои обязательства по перечислению денежных средств.

    На наш взгляд, нецелесообразно для осуществления проводок по принятию денежных обязательств еще раз использовать договоры (копии договоров) или иные документы. Для отражения в регистрах учета рекомендуем использовать Справку (ф. 0504833).

    Напомним, что в соответствии с Инструкцией от 15.12.2010 № 173н Справка (ф. 0504833) предназначена для отражения учреждением операций, совершаемых в ходе ведения хозяйственной деятельности, не требующих документов от плательщиков, субъектов учета. На основании Справки (ф. 0504833) производятся записи в соответствующий Журнал по санкционированию (ф. 0504071) по учету принимаемых денежных обязательств <2>. В соответствии с пунктом 319 Инструкции № 157н учет принимаемых обязательств ведется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

    

--------------------

    <2> Очевидно, ошибочно в пункте 319 Инструкции № 157н Журнал по санкционированию (см. п. 11) называется Журналом учета принятых обязательств.

 

Корректировка принятых бюджетных обязательств

 

    При выполнении договорных обязательств принятые бюджетные обязательства должны быть скорректированы с учетом фактически выполненных работ (услуг), поставленной продукции и т. д.

 

 

 

ПРИМЕР 3

 

    25 января 2011 года муниципальному казенному учреждению "Сельская библиотека" были выделены годовые лимиты бюджетных обязательств на подстатью 223 КОСГУ "Коммунальные услуги" в размере 30 000 руб.

    28 января 2011 года руководитель учреждения подписал договор с поставщиком на оказание коммунальных услуг по теплоснабжению на сумму 28 000 руб.

    Однако сумма фактически оказанных учреждению услуг за 2011 год, согласно актам приема-передачи, составила 26 370 руб.

    В конце отчетного периода (в декабре 2011 г.) бухгалтером делается исправительная проводка на уменьшение суммы принятых бюджетных обязательств по данному договору:

    — уменьшены бюджетные обязательства в соответствии с фактическим объемом оказанных услуг на 1 630 руб. (28 000 руб. - 26 370 руб.) (сторно):

 

 

Дебет

1 50113 223 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по коммунальным услугам"

Кредит

1 50211 223 "Принятые обязательства текущего финансового года по коммунальным услугам".

 

 

    Если же сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило получение услуг актами приема-передачи или другими документами, то необходимо доначислить сумму бюджетных обязательств по данному договору. Однако это возможно только в случае, если лимиты бюджетных обязательств по соответствующей подстатье КОСГУ не выбраны полностью. Заметим, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов не допускается.

    В рассмотренных условиях перед руководством учреждения встает вопрос о необходимости реорганизации работы по учету использования лимитов бюджетных обязательств и принятия бюджетных обязательств.


Комментарии (1)
0 # 17 мая 2012 в 10:24 0
Почему название неправильно написано? Должно быть "Учет бюджетных и денежных обязательств согласно Единому плану счетов".