Учет мягкого инвентаря

24 января 2012 - Администратор сайта

Статья Л.П.Воробьевой опубликована в журнале "Советник бухгалтера в здравоохранении" №4, 2011 г.

Мягкий инвентарь является одним из самых распространенных и многочисленных объектов учета в учреждениях здравоохранения. С введением с 1 января 2011 года Единого плана счетов и инструкции по его применению принципиально не было привнесено никаких особых изменений в учет мягкого инвентаря. Однако бухгалтеру государственного (муниципального) учреждения здравоохранения надо знать, на что следует обратить внимание при ведении учета.

    Согласно пункту 99 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), мягкий инвентарь относится к материальным запасам.
    Таким образом, мягкий инвентарь учитывается на счете 0 10505 000 «Мягкий инвентарь» и подразделяется на следующие виды:

•     белье (рубашки, сорочки, халаты и т. п.);
•     постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т. п.);
•     одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т. п.);
•     обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т. п.);
•     спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т. п.);
•     прочий мягкий инвентарь.

    Напомним, что, согласно пункту 118  Инструкции № 157н, предметы мягкого инвентаря должны маркироваться материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения (его заместителя) и работника бухгалтерии. Маркировка инвентаря производится специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета. При этом в штампе должны быть указаны наименование учреждения, год и месяц выдачи их со склада (при выдаче предметов в эксплуатацию).
    Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя.
    Мягкий инвентарь, как правило, приобретается у поставщиков, но может изготовляться собственными силами или в ателье из материалов учреждения здравоохранения или материалов ателье.
    В целом порядок учета операций с мягким инвентарем носит общий порядок независимо от типа учреждения. Отметим только, что в учете бюджетных и автономных учреждений отдельные объекты мягкого инвентаря могут быть отнесены в группу особо ценного движимого имущества либо в группу иного движимого имущества. Тогда в учете в первом случае мягкий инвентарь в 22-м разряде номера счета имеет код «2», а во втором случае - «3» , поэтому в счете для упрощения восприятия материала мы указали «Х».
    Обратите внимание, что название счетов тоже дано общее, поскольку мы в данной статье не выделяем группы. Напомним, что порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу устанавливается учредителем государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения.
 
Учет операций по изготовлению мягкого инвентаря в ателье из материала учреждения
 
    Передача материала со склада для пошива мягкого инвентаря (с отражением в аналитическом учете передачи от материально ответственного лица учреждения другому материально ответственному лицу, ответственному за пошив мягкого инвентаря) отражается следующими записями:
 
    Дебет 0105Х6 (340) «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
    Кредит 0105Х6 (340) «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

 
    Формирование фактической стоимости мягкого инвентаря на стоимость услуг по пошиву:
 
    Дебет 0106Х4 (340) «Увеличение вложений в материальные запасы»
    Кредит 030226 (730) «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам».

 
    Формирование фактической стоимости мягкого инвентаря с учетом стоимости израсходованного материала (раскрой ткани, нитки, пуговицы и прочие материалы):
 
    Дебет 0106Х4 (340) «Увеличение вложений в материальные запасы»
    Кредит 0105Х5 (440) «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря»
    Кредит 0105Х6 (440) «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»

 
    Принятие к учету объектом мягкого инвентаря по фактической стоимости изготовления:
 
    Дебет 0105Х5 (340) «Увеличение стоимости мягкого инвентаря»
    Кредит 0106Х4 (440) «Уменьшение вложений в материальные запасы».

 
    Если мягкий инвентарь изготовляется собственными силами, то в бухгалтерском учете оплата услуг по пошиву мягкого инвентаря по договору гражданско-правового характера (оплата вознаграждения, страховые взносы) отражается:
 
    Дебет 0106Х4 (340) «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
    Кредит 030226 (730) «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам».
 

Учет аналогичных операций, но с использованием услуг ателье
 
    Оплата услуг по пошиву мягкого инвентаря по договору из материала заказчика:
 
    Дебет 030226 (830) «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
    Кредит 130405 (226) «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам» (для учреждений - получателей бюджетных средств), 2 20111 (610) «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» (для бюджетных и автономных учреждений).

 
    Формирование фактической стоимости мягкого инвентаря с учетом стоимости услуг ателье:
 
    Дебет 0106Х4 (340) «Увеличение вложений в материальные запасы»
    Кредит 030226 (730) «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам».
 

Учет операций по изготовлению мягкого инвентаря в ателье из материала подрядчика (ателье)
 
    В случае изготовления мягкого инвентаря в ателье из материалов подрядчика учет таких операций отражается по аналогии с учетом операций по приобретению материальных запасов (мягкого инвентаря) от любого другого поставщика.
    Принятие к учету мягкого инвентаря по фактической стоимости согласно договору:
 
    Дебет 0105Х5 (340) «Увеличение стоимости мягкого инвентаря»
    Кредит 030234 (730) «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов».
 

    Оплата ателье изготовления (пошива) мягкого инвентаря из материалов ателье:
 
    Дебет 030234 (830) «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
    Кредит 130405 (340) «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам» (для учреждений - получателей бюджетных средств), 2 20111 (610) «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» (для бюджетных и автономных учреждений).

 
Учет мягкого инвентаря
 
    Поступление мягкого инвентаря от поставщиков или из переработки и ателье оформляется Приходным ордером (ф. 0315003 ), форма № М-4 которого приведена в постановлении Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а.
    Выдача мягкого инвентаря в эксплуатацию производится по Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210 ).
    Выдача специальной одежды и обуви оформляется в Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210 ) и соответствующими записями в Личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты (форма  Карточки приведена в Приложении к Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н).
    Выдача мягкого инвентаря в эксплуатацию отражается материально ответственным лицом в Книге (карточке) учета материальных ценностей на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210 ) без записей в бюджетном (бухгалтерском) учете.
    Специальная одежда и специальная обувь, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но еще годные для дальнейшего использования, могут быть использованы по назначению после стирки, чистки, дезинфекции, дегазации, дезактивации, обеспыливания, обезвреживания и ремонта. При этом истечение срока носки не является основанием для списания спецодежды, спецобуви.
    Прием спецодежды, пригодной для дальнейшего использования, от работника на склад оформляется Приходным ордером № М-4 (ф. 0315003 ) в двух экземплярах.
    Списанию подлежит только полностью непригодный мягкий инвентарь, который невозможно восстановить или его восстановление экономически нецелесообразно.
    При списании мягкого инвентаря по фактической стоимости каждой единицы необходимо обеспечить учет мягкого инвентаря по партиям. Списание мягкого инвентаря производится по Акту о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143 ).
    Списанный мягкий инвентарь в присутствии комиссии уничтожается (режется, рвется и т. д.), превращается в ветошь.
    При этом штампы, нанесенные ранее на мягкий инвентарь при приеме его к учету и выдаче в эксплуатацию, отрезаются.
    Ветошь, пригодная для использования в хозяйственных целях, принимается на склад по Приходному ордеру № М-4 (ф. 0315003 ) с указанием веса.
    Ветошь принимается к учету по текущей рыночной стоимости:
 
    Дебет 0105Х6 (340) «Прочие материальные запасы»
    Кредит 040110 (180) «Прочие доходы».

 
    Значительная часть мягкого инвентаря относится к средствам индивидуальной защиты (халаты, обувь, обмундирование и т. д.). Поэтому напомним, что ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними возлагается на работодателя или его представителя (п. 34  приказа Минздравсоцразвития РФ № 290н).
 
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!