Внутриведомственные расчеты бюджетных учреждений

Статья Л.Максимовой, опубликованная в журнале "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 3
 


Значение учета вообще и бухгалтерского в частности трудно переоценить. Насколько четко и правильно будет отработана методология учета, настолько достоверную информацию можно будет получить из бухгалтерской отчетности. По мнению автора, это одна из причин, по которой Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н) подвергается в последнее время тщательной шлифовке, в нее снова и снова вносятся изменения. Не оставили без внимания законодатели методологию учета внутриведомственных расчетов участников бюджетного процесса. В данной статье мы рассмотрим основные нововведения в учете внутриведомственных расчетов.

 

Порядок применения счета внутриведомственных расчетов

 

Начнем с названия счета. В ранее действовавшей Инструкции N 25н <1> счет 0 304 04 000 назывался "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями...". Теперь его название стало коротким, но более емким: "Внутриведомственные расчеты".

--------------------------------

<1> Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

 

Затем обратимся к порядку применения счета. Мудрецы утверждают, что все познается в сравнении, поэтому сравним порядок применения счета 0 304 04 000, установленный Инструкцией N 148н и Инструкцией N 25н. При этом стоит оговориться, что положения Инструкции N 148н рассматриваются в редакции Приказов Минфина России N N 69н <2> и 152н <3>.

--------------------------------

<2> Приказ Минфина России от 03.07.2009 N 69н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н".

<3> Приказ Минфина России от 30.12.2009 N 152н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н".

 

Пункт 199 Инструкции N 25н     

Пункт 215 Инструкции N 148н

На счете учитываются внутренние      
расчеты по средствам бюджета между   
главными распорядителями             
(распорядителями) и получателями     
средств, находящимися в их ведении,  
внутренние расчеты по выбытию        
и поступлению бюджетных нефинансовых 
и финансовых активов между           
получателями бюджетных средств,      
подведомственных одному главному     
распорядителю (распорядителю)        
средств бюджета, а также             
внутренние расчеты                   
по централизованному снабжению,      
изложенному в части IV настоящей     
Инструкции                           

На счете учитываются внутренние
расчеты между главными
распорядителями, распорядителями,
получателями бюджетных средств,
находящимися в их ведении
(главными администраторами
источников финансирования дефицита
бюджета и администраторами
источников финансирования дефицита
бюджета), по поступлению и выбытию
бюджетных нефинансовых, финансовых
активов и обязательств между ними,
а также внутренние расчеты
по централизованному снабжению,
изложенному в части IV настоящей
Инструкции и расчетов по средствам
от приносящей доход деятельности
между головным учреждением
и обособленным подразделением
без юридического лица в части
операций по централизации
и распределению денежных средств

 

 

Итак, мы увидели, что к пользователям счета 0 304 04 000 Инструкцией N 148н отнесены не только главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, но и главные администраторы и администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

Второе нововведение - область применения указанного счета. Кроме расчетов по поступлению и выбытию нефинансовых и финансовых активов и централизованному снабжению между главными распорядителями и получателями (главными администраторами и администраторами), на указанном счете учитываются операции по средствам от приносящей доход деятельности между головным учреждением и обособленным подразделением без права юридического лица в части централизации и распределения денежных средств (п. п. 215, 216 Инструкции N 148н).

 

Новые счета внутриведомственных расчетов

 

Теперь обратимся к Плану счетов бюджетного учета, утвержденному Инструкцией N 148н. Приказ N 69н ввел в него следующие новые аналитические счета:

- 0 304 04 510 "Внутриведомственные расчеты по изменению (увеличению) остатков денежных средств", 0 304 04 610 "Внутриведомственные расчеты по изменению (уменьшению) остатков денежных средств", то есть дополнительно введены коды 510 и 610 (24 - 26-й разряды счета). Именно эти счета используются для учета расчетов в части централизации и распределения денежных средств в рамках приносящей доход деятельности;

- 0 304 04 100 "Внутриведомственные расчеты по доходам" и соответствующие счета аналитического учета: 0 304 04 110, 0 304 04 120, 0 304 04 130, 0 304 04 140, 0 304 04 150, 0 304 04 151, 0 304 04 152, 0 304 04 153, 0 304 04 160, 0 304 04 180. При этом Приказ N 152н исключил счета 0 304 04 150 "Внутриведомственные расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов", 0 304 04 151 "Внутриведомственные расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", 0 304 04 152 "Внутриведомственные расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств", 0 304 04 153 "Внутриведомственные расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций". Тем самым Минфин указал, что расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ, расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств, а также расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций не могут быть внутриведомственными. Стоит отметить, что коды КОСГУ 150, 151, 152, 153 находят применение только в счетах 0 401 01 100 "Доходы учреждения", 0 402 01 100 "Поступления в бюджет по доходам" и соответствующих аналитических счетах счета 0 210 00 000 "Расчеты с прочими дебиторами".

В связи с вступлением в силу с 1 января 2010 г. Федеральных законов N N 212-ФЗ <4>, 213-ФЗ <5>, которые вводят новую систему уплаты страховых взносов и отменяют ЕСН, счет 0 304 04 160 переименован и стал называться "Внутриведомственные расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование";

- 0 304 04 200 "Внутриведомственные расчеты по расходам", аналитические счета которого присутствовали в Плане счетов ранее. В отношении внутриведомственных расчетов по безвозмездным поступлениям следует иметь в виду, что в Плане счетов по-прежнему присутствуют счета 0 304 04 250 "Внутриведомственные расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам", 0 304 04 251 "Внутриведомственные расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации", 0 304 04 252 "Внутриведомственные расчеты по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств", 0 304 04 253 "Внутриведомственные расчеты по перечислениям международным организациям". Отсюда следует, что безвозмездное внутриведомственное перечисление другим бюджетам бюджетной системы РФ, наднациональным организациям и правительствам иностранных государств, международным организациям имеет место быть;

- 0 304 04 400 "Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытий нефинансовых активов" и соответствующие аналитические счета: 0 304 04 410, 0 304 04 420, 0 304 04 430, 0 304 04 440.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

<5> Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

 

Бухгалтерские записи по операциям  внутриведомственных расчетов

 

В соответствии с п. 216 Инструкции N 148н и Корреспонденцией счетов бюджетного учета <6> при отражении операция по внутриведомственным расчетам должна выглядеть так:

 

┌─────────────────────────────────┬────────────────────┬──────────────────┐

       Содержание операции               Дебет             Кредит     

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│1. Перечисление денежных средств │  КРБ 1 304 04 000  │ КРБ 1 304 05 000 │

│главным распорядителем,                                               

│распорядителем с единого счета                                        

│бюджета средств на банковские                                         

│счета получателей                                                     

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│2. Поступление денежных средств    КИФ 1 201 01 510, │ КРБ 1 304 04 000 │

│бюджета главному распорядителю     КИФ 1 201 03 510, │                 

│(распорядителю), получателю        КИФ 1 201 07 510                   

│на банковские счета для                                               

│осуществления платежей                                                 

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│3. Перечисление денежных средств │  КРБ 1 304 04 000  │ КИФ 1 201 01 610,│

│главным распорядителем                               │ КИФ 1 201 07 610 │

│(распорядителем) получателям                                          

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│4. Поступление денежных средств    КИФ 2 201 01 510, │ КИФ 2 304 04 510 │

│головному учреждению               КИФ 2 201 03 510, │                 

│(обособленному подразделению)      КИФ 2 201 07 510                   

│от обособленного подразделения                                        

│(головного подразделения)                                             

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│5. Перечисление средств            КИФ 2 304 04 610  │ КИФ 2 201 01 610,│

│от обособленного подразделения                       │ КИФ 2 201 07 610 │

│(головного учреждения) головному │                                     

│учреждению (обособленному                                             

│подразделению)                                                        

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│6. Отзыв средств бюджета                                              

│с банковских счетов учреждений:                                       

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│6.1. У получателя                  КРБ 1 304 04 000  │ КИФ 1 201 01 610,│

                                                     │ КИФ 1 201 07 610 │

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│6.2. У главного распорядителя      КИФ 1 201 01 510, │ КРБ 1 304 04 000 │

│(распорядителя)                    КИФ 1 201 07 510                   

                                   КРБ 1 304 04 000  │ КИФ 1 201 01 610,│

                                                     │ КИФ 1 201 07 610 │

                                   КРБ 1 304 05 000  │ КРБ 1 304 04 000 │

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│7. Передача безвозмездно основных│  КРБ 1 304 04 310, │ КРБ 0 101 01 410,│

│средств, нематериальных            КИФ 1 304 04 310, │ КРБ 0 101 07 410,│

│и непроизведенных активов          КРБ 1 304 04 320, │ КИФ 1 101 08 410,│

                                   КРБ 1 304 04 330  │ КРБ 0 101 09 410,│

                                                     │ КРБ 0 102 01 420,│

                                                     │КРБ 1 103 01 430 -│

                                                     │ КРБ 1 103 03 430 │

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│8. Передача ранее начисленной    │ КРБ 0 104 01 410 - │ КРБ 1 304 04 310,│

│амортизации при безвозмездной      КРБ 0 104 08 410, │ КРБ 1 304 04 320 │

│передаче основных средств          КРБ 0 104 09 420                   

│и нематериальных активов                                              

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│9. Безвозмездное получение         КРБ 0 106 01 310, │ КРБ 1 304 04 310,│

│основных средств,                  КРБ 0 106 02 320, │ КИФ 1 304 04 310,│

│нематериальных                     КРБ 0 106 03 330  │ КРБ 1 304 04 320,│

│и непроизведенных активов                            │ КРБ 1 304 04 330 │

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│10. Отражение сумм ранее           КРБ 1 304 04 310, │КРБ 0 104 01 410 -│

│начисленной амортизации            КРБ 1 304 04 320  │ КРБ 0 104 08 410,│

│при безвозмездном получении                          │ КРБ 0 104 09 420 │

│основных средств                                                      

│и нематериальных активов                                              

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│11. Передача безвозмездно          КРБ 1 304 04 340  │КРБ 0 105 01 440 -│

│материальных запасов                                 │ КРБ 0 105 06 440 │

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│12. Безвозмездная передача         КРБ 1 304 04 310, │ КРБ 0 106 01 410,│

│произведенных вложений в объекты │  КРБ 1 304 04 320, │ КРБ 0 106 01 420,│

│основных средств,                  КРБ 1 304 04 330, │ КРБ 0 106 01 430,│

│нематериальных, непроизведенных    КРБ 1 304 04 340  │ КРБ 0 106 01 440 │

│активов и материальных запасов                                        

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│13. Отражение нефинансовых         КРБ 0 107 01 310, │ КРБ 1 304 04 310,│

│активов в пути, не поступивших     КРБ 0 107 02 320, │ КРБ 1 304 04 320,│

│на отчетную дату                   КРБ 0 107 03 340  │ КРБ 1 304 04 330,│

                                                     │ КРБ 1 304 04 340 │

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│14. Передача главным               КРБ 1 304 04 221, │ КРБ 0 201 05 610 │

│распорядителем (распорядителем)    КРБ 1 304 04 222, │                 

│денежных документов                КРБ 1 304 04 262                   

│подведомственному учреждению                                          

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│15. Поступление в доход бюджета                                       

│возвратов дебиторской                                                 

│задолженности прошлых лет,                                            

│возмещение причиненного ущерба                                        

│от хищений и (или) недостач,                                          

│а также иных платежей:                                                

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│15.1. У получателей бюджетных      КРБ 1 304 04 000  │ КРБ 0 303 05 730,│

│средств (администраторов                             │КИФ 0 205 01 660 -│

│доходов бюджета), осуществляющих │                    │ КИФ 0 205 10 660 │

│отдельные полномочия                                                  

│по начислению и учету платежей                                        

│в бюджет, оформленных                                                 

│Извещениями (ф. 0504805)                                              

├─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│15.2. У администраторов доходов    КРБ 0 303 05 830, │ КРБ 1 304 04 000 │

│бюджета, осуществляющих отдельные│ КИФ 0 205 01 560 - │                 

│полномочия по администрированию  │ КИФ 0 205 10 560                    

│кассовых поступлений в бюджет                                         

└─────────────────────────────────┴────────────────────┴──────────────────┘

 

--------------------------------

<6> Корреспонденция счетов бюджетного учета, Приложение 1 к Инструкции N 148н.

 

Примечание. По закрытию финансового года суммы бюджетных средств, полученных и использованных за текущий финансовый год получателями бюджетных средств (администраторами источников финансирования дефицитов бюджетов), а также суммы завершенных в финансовом году расчетов по безвозмездному поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов (обязательств) отражаются с корреспонденцией по кредиту счета 0 401 03 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (п. 216 Инструкции N 148н).

 

Практические примеры внутриведомственных расчетов

 

Рассмотрим на конкретных примерах отражение операций между головным учреждением и его обособленным подразделением в рамках приносящей доход деятельности. Однако прежде чем приступить к рассмотрению примеров, вспомним положения налогового законодательства вначале в отношении налога на прибыль, а затем в отношении НДС.

Налог на прибыль. Бюджетные организации уплачивают только ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ). Налоговая ставка по налогу на прибыль в 2010 г. установлена в размере 20%. При этом 2% зачисляется в федеральный бюджет, а остальные 18% - в бюджеты субъектов РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ). Согласно ст. 288 НК РФ налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату авансовых платежей, а также сумм налога в федеральный бюджет производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога в бюджет субъектов РФ и бюджет муниципальных образований производится и по месту нахождения головной организации и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. Доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения, определятся как среднее арифметическое удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику.

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределять прибыли по каждому из этих подразделений не надо. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта, определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет субъекта РФ.

 

Пример 1. Обособленное подразделение бюджетного учреждения имеет самостоятельный баланс, не являясь самостоятельным юридическим лицом. Выручка от приносящей доход деятельности головного учреждения за I квартал 2010 г. составила 6 030 000 руб., в том числе обособленного подразделения - 2 560 000 руб. (НДС не облагается). Согласно уставу обособленного подразделения ежеквартально 5% выручки (128 000 руб.) оно обязано перечислить головному учреждению. Прибыль в целом по налогоплательщику за I квартал составила 580 000 руб., соответственно, налог на прибыль составил 116 000 руб. Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, составляет 30%, или 174 000 руб. Соответственно, налог, который надо уплатить головному учреждению за обособленное подразделение, составит 34 800 руб.

Отражение операций по внутриведомственным расчетам между головным учреждением и обособленными подразделениями будет таким:

 

Содержание операции       

Дебет  

Кредит  

Сумма, 
руб.  

Обособленное подразделение                      

Отражена выручка в рамках          
приносящей доход деятельности      

2 205 03 130

2 401 01 130

2 560 000

Начислен налог на прибыль          

2 401 01 130

2 304 04 290
<*>   

34 800

Перечислены денежные средства      
от обособленного подразделения     
головному учреждению в рамках      
централизации внебюджетных средств 

2 304 04 610

2 201 01 610

128 000

Перечислены денежные средства      
от обособленного подразделения     
головному учреждению в части уплаты
налога на прибыль                  

2 304 04 290
<*>   

2 201 01 610

34 800

Головное учреждение                          

Отражена выручка в рамках          
приносящей доход деятельности      

2 205 03 130

2 401 01 130

3 470 000

Начислена прибыль по головному     
учреждению                         

2 401 01 130

2 303 03 730

81 200

Отражена задолженность обособленного
подразделения в части уплаты налога
на прибыль                         

2 304 04 290
<*>   

2 303 03 730

34 800

Поступили денежные средства        
головному учреждению               
от обособленного подразделения     
в части централизации внебюджетных 
средств                            

2 201 01 510

2 304 04 510

128 000

Поступили денежные средства        
головному учреждению               
от обособленного подразделения     
в части уплаты налога на прибыль   

2 201 01 510

2 304 04 290
<*>   

34 800

 

--------------------------------

<*> Прямых указаний в Инструкции N 148н о применении счета 2 304 04 290 при отражении операций по внутриведомственным расчетам в части уплаты налогов нет. Разъяснения Минфина по этому вопросу также отсутствуют. Применение счета 2 304 04 290 в данном случае предложено автором.

 

Налог на добавленную стоимость. Налоговый кодекс не предусматривает уплату НДС отдельно за обособленное подразделение, то есть налог платится в целом по учреждению-налогоплательщику. Однако учет объектов обложения НДС, налоговой базы, а также сумм НДС, подлежащих вычету, должен быть организован в обособленном подразделении. Обычно это данные бухгалтерского учета.

Напомним, что в соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право общую сумму налога, исчисленную с выручки к уплате в бюджет, уменьшить на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав либо уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговым периодом для всех налогоплательщиков, в том числе бюджетных организаций, признается квартал (ст. 163 НК РФ).

 

Примечание. Налоговый кодекс устанавливает особые правила определения налоговой базы и применения вычетов по НДС. Однако в рамках данной статьи мы не будем рассматривать их, поскольку она посвящена внутренним расчетам.

 

Пример 2. Обособленное подразделение бюджетного учреждения имеет самостоятельный баланс, не являясь самостоятельным юридическим лицом. Выручка от приносящей доход деятельности обособленного подразделения за I квартал 2010 г. составила 2 560 000 руб., в том числе НДС - 390 400 руб. Обособленным подразделением в I квартале приобретено услуг на общую сумму 1 180 000 руб., в том числе НДС - 180 000 руб. Обособленное учреждение имеет право на принятие НДС в сумме 180 000 руб. к вычету.

Отражение операций по внутриведомственным расчетам между головным учреждением и обособленными подразделениями будет представлено следующим образом:

 

Содержание операции       

Дебет  

Кредит  

Сумма, 
руб.  

Обособленное подразделение                      

Отражена выручка в рамках приносящей
доход деятельности                 

2 205 03 130

2 401 01 130

2 560 000

Начислен НДС к уплате в бюджет     

2 401 01 130

2 303 04 730

390 000

Оприходованы услуги                

2 106 04 340

2 302 09 730

1 000 000

Выделен НДС со стоимости услуг     

2 210 01 560

2 302 09 730

180 000

Принят к зачету НДС со стоимости   
услуг                              

2 303 04 830

2 210 01 660

180 000

Отнесен на внутриведомственные     
расчеты НДС, подлежащий уплате     

2 303 04 830

2 304 04 290

210 000

Перечислены денежные средства      
от обособленного подразделения     
головному учреждению в части уплаты
НДС                                

2 304 04 290

2 201 01 610

210 000

Головное учреждение                           

Начислен к уплате НДС              
за обособленное подразделение      

2 304 04 290

2 303 04 730

210 000

Получены денежные средства         
от обособленного подразделения     
на уплату НДС                      

2 201 01 510

2 304 04 290

210 000

 


 

 

 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 28412 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!