Заявки на кассовый расход. Вопросы и ответы.

22 сентября 2009 - Администратор сайта

В статье О.Заболонковой, опубликованной в журнале "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9, даются ответы на вопросы, связанные с работой с заявками на кассовый расход в бюджетных учреждениях.
 

У бухгалтеров бюджетных учреждений возникают проблемы, связанные с подтверждением уплаты налогов, оплаты оказанных услуг. Заключаются они в следующем. Заявка на кассовый расход подписывается руководителем и затем передается в органы Федерального казначейства, после ее обработки в учреждение через программу СЭД поступает эта же заявка, но уже без подписей руководителя и главного бухгалтера. В разделе "Отметка Федерального казначейства" по строке "Номер заявки" стоит не тот номер заявки, который указан учреждением, в строке "Ответственный исполнитель" есть должность и расшифровка подписи, но самой подписи нет. Платежное поручение в учреждение не поступает. Налоговые органы в качестве подтверждающего документа в уплату налогов, контрагенты - оказанных услуг Заявку на кассовый расход не принимают, бухгалтерам приходится обращаться в органы казначейства с просьбой о выдаче платежного поручения с отметкой о дате его исполнения.
В связи с этим группа бухгалтеров обратилась в нашу редакцию за разъяснениями.

Вопрос 1: Какой документ является основанием произведенного безналичного платежа в бюджетной организации - Заявка на кассовый расход или платежное поручение?

Ответ 1: Расчетными документами являются платежные поручения, на их основании осуществляются операции по списанию и зачислению средств в учреждении Центрального банка РФ. Платежные поручения оформляются в соответствии с Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" с учетом требований, установленных совместным Положением ЦБ РФ и Минфина России от 13.12.2006 N 298-П/173н "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства", и Приказом N 8н <1> (п. 1.2 Приказа N 8н).
--------------------------------
<1> Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н "О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов".

Согласно п. 2.1.1 Приказа N 8н для осуществления кассовых выплат получатели средств федерального бюджета представляют в органы Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе Заявку на кассовый расход. Казначейство после проверки Заявки на кассовый расход на соответствие установленным требованиям принимает ее к исполнению.
Таким образом, для бюджетного учреждения основанием проведения операций по кассовым выплатам из федерального бюджета является Заявка на кассовый расход.

Вопрос 2: Должны ли руководитель и главный бухгалтер повторно подписывать Заявку на кассовый расход при получении ее по программе СЭД, так как после оплаты и получения ее обратно на ней уже отсутствуют электронные подписи руководителя и главного бухгалтера?

Ответ 2: В Приказе N 7н <2>, Приказе N 8н не содержится требований к повторному подписанию Заявки на кассовый расход, следовательно, в этом нет необходимости.
--------------------------------
<2> Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами".

Вопрос 3: Должен ли номер Заявки на кассовый расход или платежного поручения, оформленного на ее основании ОФК, стоять по строке "Номер заявки" в разделе "Отметка Федерального казначейства"? Должна ли быть подпись ответственного исполнителя перед расшифровкой подписи? На поступающей в адрес учреждения после оплаты и обработки Заявке на кассовый расход подписи отсутствуют, но есть расшифровка.

Ответ 3: Согласно п. 9.2 Приказа N 8н на последнем листе Заявки на кассовый расход ставится отметка Федерального казначейства, органа Федерального казначейства о регистрации Заявки на кассовый расход. При этом указывается номер Заявки на кассовый расход, присвоенный Федеральным казначейством или ОФК, и проставляется подпись работника Федерального казначейства, ОФК, ответственного за обработку документа, его должность, расшифровка подписи с указанием инициалов и фамилии, номер телефона.
В отметке Федерального казначейства, ОФК об обработке Заявки на кассовый расход указывается дата обработки документа.
Таким образом, в разделе "Отметка Федерального казначейства" по строке "Номер заявки" указывается номер, присвоенный органом казначейства. Подпись ответственного исполнителя перед расшифровкой должна быть.

Вопрос 4: Казначейство не выдает учреждению на руки платежные поручения, ссылаясь на Приказ N 8н. В п. 3.5 Постановления ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П "Положение о безналичных расчетах в РФ" указано, что выдается плательщику, а именно: "Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждений приема платежного поручения к исполнению". Должно ли в адрес учреждения поступать платежное поручение с отметкой ОФК, оформленное по Заявке на кассовый расход?

Ответ 4: При кассовом обслуживании исполнения бюджетов учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка РФ (п. 1 ст. 241.1 БК РФ). Согласно ст. 166.1, п. 1 ст. 241.1 БК РФ на Федеральное казначейство возложено бюджетное полномочие осуществлять управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке.
В соответствии с п. 2.4.1 Приказа N 8н орган Федерального казначейства на основании Заявок на кассовый расход, поступивших от получателей средств федерального бюджета, оформляет расчетные документы (платежные поручения) на перечисление средств с единого счета бюджета и направляет их в банк.
Таким образом, плательщиком, которому выдастся последний экземпляр платежного поручения на основании п. 3.5 Положения ЦБ РФ N 2-П, является казначейство, так как с его единого счета бюджета перечисляются деньги. Именно поэтому данный экземпляр и остается у казначейства, а не отдается учреждению.

Вопрос 5. Какой вид документа: Заявка на кассовый расход или платежное поручение - должен быть подшит к журналу операций "Операции с безналичными денежными средствами"? До 2009 г. к этому журналу подшивались платежные поручения, а что подшивать сейчас?

Ответ 5: Исходя из того, что основанием для осуществления безналичного расчета с единого бюджетного счета является Заявка на кассовый расход и третий экземпляр платежного поручения банк не обязан предоставлять учреждению, к журналу операций можно прикладывать Заявку на кассовый расход.
Кроме того, согласно п. 3.19 Приказа N 7н по письменному запросу учреждения орган казначейства формирует и представляет ему приложение к Выписке из лицевого счета. В этом приложении операции, отраженные в Выписке из лицевого счета, сгруппированы на указанную дату по кодам бюджетной классификации.
В заключение следует заметить, что требование контрагентами и налоговыми органами копии платежного поручения как подтверждения оплаты не говорит о том, что учреждение или орган Федерального казначейства неправильно организовали свою работу. Ни налоговая инспекция, ни контрагенты не вникают в нюансы бюджетного законодательства. Бюджетное учреждение должно организовывать свою работу в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, именно это в первую очередь проверяют и вышестоящие организации, и органы Росфиннадзора. Что касается налоговой инспекции, то, как правило, ОФК идет навстречу учреждениям и по их просьбе предоставляет копию платежного поручения с отметкой о дате проведения операции.
 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 25476 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!