Изменение правового статуса учреждений: деление на бюджетные и казенные

1 сентября 2010 - Администратор сайта

Статья А.Беляева, опубликованная в журнале "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 8.
 

С 1 января 2011 г. вступает в силу Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ), который вносит изменения в правовой статус бюджетных учреждений. Чем будут отличаться новые бюджетные учреждения от ныне существующих и кто попадет в перечень казенных учреждений, мы рассмотрим в статье.

Общие изменения,  затрагивающие бюджетные и казенные учреждения

Вначале стоит сказать, что в соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть:

- частным (создано гражданским или юридическим лицом);
- государственным или муниципальным (создано соответственно РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием).

В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения делятся на автономные, бюджетные, а с 01.01.2011 еще и на казенные.
В общем порядке бюджетные учреждения будут отличаться от казенных тем, что они будут осуществлять приносящую доход деятельность, а доходы использовать по своему усмотрению, не перечисляя их в доход бюджета.
Деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Основными документами, регулирующими деятельность бюджетных и казенных учреждений, являются Бюджетный кодекс и Федеральный закон N 7-ФЗ <1>, которые подверглись значительному изменению Федеральным законом N 83-ФЗ.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Указанные учреждения относятся к государственным (муниципальным) учреждениям (п. 2 ст. 9.1 Федерального закона N 7-ФЗ).
Решение о создании бюджетных и казенных учреждений, а также изменении типа государственных (муниципальных) учреждений на бюджетные или казенные будет осуществляться в порядке, установленном п. 2 ст. 13, п. 2 ст. 17.1 Федерального закона N 7-ФЗ:

- в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений - Правительством РФ;
- в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений - местной администрацией муниципального образования.

При этом в случае изменения типа учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.
Стоит отметить, что приведенный выше порядок изменения типа учреждения не распространяется на федеральные учреждения, которые в обязательном порядке будут относиться к казенным. Данный перечень приведен в ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ и включает в себя:

- управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
- учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, СВР, ФСО, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
- психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

К сведению. Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Также Федеральный закон N 7-ФЗ дополнен нововведением, предусматривающим реорганизацию бюджетных и казенных учреждений. Она производится в аналогичном порядке, что и при создании и изменении типа бюджетного или казенного учреждения (п. 2.1 ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ).
Как известно, с 1 января 2009 г. Бюджетным кодексом введено планирование бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания. Согласно нововведениям Федерального закона N 83-ФЗ с 01.01.2011 показатели государственного (муниципального) задания используются, в частности, при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), бюджетной сметы казенного учреждения (п. 2 ст. 69.2 БК РФ). Также указанная статья дополнена положением, что государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Учредительные документы. Учредительным документом бюджетного или казенного учреждения является устав. Его утверждение и изменение возложены:

- Правительством РФ - на федеральные бюджетные или казенные учреждения;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - на бюджетные или казенные учреждения субъекта РФ;
- местной администрацией муниципального образования - на муниципальные бюджетные или казенные учреждения.

При этом устав бюджетного или казенного учреждения в обязательном порядке должен содержать наименование учреждения с указанием типа соответственно "бюджетное учреждение" или "казенное учреждение", сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов (п. 3 ст. 14 Федерального закона N 7-ФЗ).
Доступность информации о деятельности учреждений. Руководствуясь п. 3.3 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ бюджетные и казенные учреждения должны обеспечивать открытость и доступность таких документов, как:

- учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
- свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;
- решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;
- решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;
- положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;
- план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и согласно требованиям, установленным Минфином;
- годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;
- сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
- отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и согласно общим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Указанные сведения размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой казенным или бюджетным учреждением.
Предоставление информации производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 3.5 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ).
Контроль за деятельностью учреждений. Как и ранее, финансово-хозяйственная деятельность бюджетных и казенных учреждений подлежит контролю со стороны соответствующих органов.
Статья 32 Федерального закона N 7-ФЗ дополнена п. п. 5.1, 5.2, в которых разграничен контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений, а именно:

- в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений контроль осуществляется федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. При этом контроль за деятельностью казенных и бюджетных учреждений, подведомственных федеральным органам государственной власти (государственным органам), в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляется с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны;
- в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ контроль осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений контроль осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

Меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Согласно ст. 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Данное положение подтверждает ст. 38 БК РФ, в которой говорится о принципе адресности и целевого характера бюджетных средств. То есть бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств должны доводиться до конкретных получателей с указанием цели их использования.
Установление факта нецелевого использования бюджетных средств влечет применение к нарушителям мер бюджетной, административной и уголовной ответственности.
Мерой бюджетной ответственности является изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Иными словами, использованные не по назначению бюджетные средства возвращаются в доход бюджета путем блокировки расходов бюджета.

Согласно ст. 231 БК РФ блокировка расходов представляла собой сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъекту РФ, муниципальному образованию или другому получателю бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.
До 01.01.2010 блокировка расходов осуществлялась в соответствии с Приказом Минфина России от 26.12.2005 N 162н "Об утверждении Порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации". Однако с указанной даты ст. 231 БК РФ утрачивает свое действие согласно п. 3.1 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ <2>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

Федеральным законом N 83-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон N 63-ФЗ в части, касающейся применения блокировки расходов.
Уточнено, что блокировка расходов бюджета применяется до вступления в силу соответствующего федерального закона, предусматривающего исключение из состава мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства РФ, установленных ст. 282 БК РФ, блокировки расходов бюджета.

Согласно вносимым изменениям под блокировкой расходов бюджета понимается сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными законом (решением) о бюджете и (или) сводной бюджетной росписью главному распорядителю бюджетных средств, которое осуществляется при выявлении органами государственного (муниципального) финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.
Блокировка осуществляется в порядке, установленном финансовым органом, по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета и по фактам нецелевого использования бюджетных средств, выявленным до 1 января 2009 г. органами государственного (муниципального) финансового контроля.

Казенные учреждения

Согласно ст. 6 БК РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В отличие от бюджетных казенные учреждения будут находиться только на бюджетном финансировании. Предоставление им бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций установлено в ст. 69.1 БК РФ.
Говоря о получаемых казенными учреждениями доходах от приносящей доход деятельности, стоит отметить, что все они будут перечисляться в доход соответствующего бюджета. При этом, как определено в п. 10 ст. 241 БК РФ, доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
В отличие от бюджетных учреждений получаемые казенными учреждениями доходы не будут являться налоговыми. Об этом, в частности, сказано в ст. 41 БК РФ, а именно к неналоговым относятся доходы:
- от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями.
Правовое положение казенного учреждения. Правовое положение приведено в ст. 161 БК РФ.
Казенные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через открытые ему лицевые счета.
Заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение порядка заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.
Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечают соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Казенное учреждение, как и в настоящее время бюджетное, не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Также казенному учреждению не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты.
Согласно п. 6 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения, приведенные в перечне, реализует федеральный орган государственной власти (государственный орган), ранее осуществлявший функции и полномочия его учредителя.
Ликвидация казенного учреждения. Федеральный закон N 7-ФЗ дополнен ст. 19.1, устанавливающей особенности ликвидации казенного учреждения. Принятие решения о ликвидации и ее проведение осуществляются в порядке, установленном (п. 1 ст. 19.1 Федерального закона N 7-ФЗ):
- Правительством РФ - в отношении федерального казенного учреждения;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении казенного учреждения субъекта РФ;
- местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального казенного учреждения.
При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 19.1 Федерального закона N 7-ФЗ).
В завершение разговора о казенном учреждении стоит отметить следующие моменты.
В связи с принятием Федерального закона N 83-ФЗ не требуется переназначение руководителей и иных работников казенных учреждений, созданных в соответствии с законодательными актами, измененными настоящим Федеральным законом, и настоящей статьей, а также существующих бюджетных учреждений (п. 7 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ).
С даты создания казенного учреждения в порядке, установленном пп. 1 п. 1, п. п. 2 - 4 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ, имущество, закрепленное за соответствующим государственным (муниципальным) учреждением, без принятия дополнительного решения в отношении указанного имущества признается закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления (п. 10 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ).
При создании казенного учреждения в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 1, п. п. 2 - 4 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ, учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных государственному учреждению, тип которого был изменен, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и переоформления иных разрешительных документов (п. 12 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ).
 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 22662 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!