МРОТ с правовой точки зрения

По материалам статьи С.Валовой, опубликованной в журнале "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 7.
 

Имеются определения Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1557-О-О и от 25.02.2010 N 162-О-О,  которые  вынесены по искам граждан в связи с нарушением их конституционных прав Федеральным законом N 54-ФЗ <1>. В частности,  из ст. 129 ТК РФ было исключено определение МРОТ, в связи с чем правоприменительная практика позволяет работодателю в настоящее время при наращении работнику заработной платы до МРОТ учитывать в ней районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом нормы ст. 133 ТК РФ не нарушаются и не противоречат правилам ст. ст. 2, 132, 135, 146, 148, 315 - 317 ТК РФ. Такая постановка вопроса уравнивает заработную плату (при установлении ее размера равным МРОТ) работников, выполняющих свои трудовые обязанности в особых климатических поясах и в обычной местности. Учитывая, что в последнее время участились обращения граждан в судебные инстанции относительно решения этого вопроса, Президиум ВС РФ в Постановлении от 10.03.2010 дал разъяснения по поводу того, следует ли включать в величину МРОТ при установлении месячной заработной платы работника компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера). Поскольку приведенные разъяснения в корне отличаются от тех решений, которые раньше выносили судебные инстанции, мы представляем небольшой обзорный комментарий по данной теме.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".

Президиум ВС РФ отмечает, что установление МРОТ регламентировано ст. 133 ТК РФ, которая предусматривает: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу сказанного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже МРОТ, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Таким образом, на основании разъяснений  Президиума ВС РФ следует, что при разработке положений об оплате труда следует придерживаться  того, что оклад (должностной оклад) работника не может быть меньше установленного в настоящее время МРОТ ( 4330 руб.).
 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3973 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!