Отличия автономного и бюджетного учреждений

4 октября 2010 - Администратор сайта

Статья О.В.Давыдовой, опубликованная в журнале "Автономные организации:бухгалтерский учет и налогообложение"  №9, 2010 г.


В рамках проводимого совершенствования бюджетной сети автономные и бюджетные учреждения на первый взгляд попадут в равное положение, то есть можно предположить, что они с 01.01.2011 будут работать в одном и том же правовом поле. Однако при более пристальном изучении документов, регламентирующих особенности их правового статуса, оказывается, что различия между ними все-таки есть. При этом АУ, как правило, находятся в более выгодном положении - им предоставлена большая свобода действий.

 

Особенности правового положения АУ установлены Законом об автономных учреждениях <1>, который корректируется Федеральным законом N 83-ФЗ <2>. Изменения, вносимые в Закон об автономных учреждениях, вступают в силу с 01.01.2011.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

<2> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

 

О том, в рамках какого правового поля с 01.01.2011 будут работать бюджетные учреждения, можно узнать из Закона о некоммерческих организациях <3> в редакции все того же Федерального закона N 83-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2011 г. Сейчас особенности правового положения бюджетного учреждения установлены ст. 161 БК РФ.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

 

Сферы деятельности

 

Прежде чем переходить к тому, что более или менее выгодно отличает АУ от бюджетных учреждений, остановимся на недостатке. К сожалению, список сфер деятельности, в которых могут создаваться АУ, сокращается. Автономные учреждения можно будет создавать для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах, прямо перечисленных в Законе об автономных учреждениях (п. 1 ст. 2). Данный перечень остался без изменений: это сферы науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Кроме того, АУ можно будет создавать в иных сферах, но только в случаях, установленных федеральными законами. На сегодняшний день возможность создания АУ в иной сфере, прямо не предусмотренной Законом об автономных учреждениях, закреплена только в Градостроительном кодексе (п. 2 ст. 29, п. 4 ст. 49, п. 8 ст. 6.1). Итак, автономные учреждения могут создаваться с целью проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации, результатов инженерных изысканий. Остальным АУ, сфера деятельности которых не указана в Законе об автономных учреждениях, созданным до 01.01.2011, придется следовать требованиям п. 14 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ, если только в федеральное законодательство не будут внесены соответствующие поправки. Названные АУ подлежат реорганизации или ликвидации в течение года со дня официального опубликования Федерального закона N 83-ФЗ (то есть до 10.05.2011). По мнению автора, учредителям таких АУ ничто не мешает принять решение об изменении типа учреждения - перевести АУ в бюджетное или казенное учреждение.

А вот бюджетное учреждение может создаваться в любой сфере. Это следует из определения, приведенного в п. 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях.

 

Примечание. Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

 

Вывод. Возможность создания учреждения в любых сферах будет действовать только в отношении бюджетного учреждения, для автономных учреждений перечень сфер будет носить закрытый характер.

 

Применение Закона о госзакупках

 

Напомним, АУ не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадают под действие Федерального закона N 94-ФЗ <4>. На это множество раз обращало внимание Минэкономразвития России (см., например, Письма от 10.12.2009 N Д22-1527, от 05.08.2009 N N Д05-3927, Д05-3930, от 02.02.2009 N Д05-494). Объяснение следующее. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ государственными (муниципальными) заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования могут выступать соответственно:

- государственные органы (в том числе органы государственной власти);

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- органы местного самоуправления;

- бюджетные учреждения;

- иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

 

В свою очередь получателями бюджетных средств являются имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом (ст. 6 БК РФ):

- орган государственной власти (государственный орган);

- орган управления государственным внебюджетным фондом;

- орган местного самоуправления;

- орган местной администрации;

- находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение.

Исходя из этих же норм, бюджетное учреждение в настоящее время в соответствующих случаях выступает в роли государственного (муниципального) заказчика и соблюдает требования Федерального закона N 94-ФЗ. Посмотрим, меняется ли ситуация со следующего года в связи с тем, что бюджетное учреждение теряет статус получателя бюджетных средств. Это следует из ст. 6 БК РФ в редакции Федерального закона N 83-ФЗ. С 01.01.2011 к получателям бюджетных средств будут относиться имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом:

- орган государственной власти (государственный орган);

- орган управления государственным внебюджетным фондом;

- орган местного самоуправления;

- орган местной администрации;

- находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение.

Однако поправки, вносимые в законодательные акты РФ Федеральным законом N 83-ФЗ, затронули и Федеральный закон N 94-ФЗ (в том числе п. 1 ст. 4). С 01.01.2011 в роли государственных (муниципальных) заказчиков при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования будут выступать соответственно:

- государственные органы (в том числе органы государственной власти);

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- органы местного самоуправления;

- казенные учреждения;

- иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов.

Кроме того, помимо государственных и муниципальных заказчиков появятся иные заказчики, которые также подпадают под действие Федерального закона N 94-ФЗ. В качестве иных заказчиков будут выступать бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

 

Вывод. С 01.01.2011 автономные учреждения по-прежнему не будут подпадать под действие Федерального закона N 94-ФЗ, чего не скажешь про бюджетные учреждения, которые будут относиться к иным заказчикам в рамках применения указанного Закона.

 

Пределы ответственности учреждений

 

Напомним, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам не всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. То же самое касается и бюджетных учреждений. У автономного учреждения неприкосновенным является недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 4 ст. 2 Закона об автономных учреждениях). В настоящее время бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При этом в случае недостаточности этих денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Другими словами, если у бюджетного учреждения заканчиваются денежные средства, расплачиваться по его долгам приходится собственнику. Все остальное имущество бюджетного учреждения (помимо денежных средств) является неприкосновенным. Со следующего года ситуация кардинальным образом меняется.

У бюджетного учреждения не смогут отобрать особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним собственником или приобретенное учреждением за счет выделенных собственником средств, а также недвижимое имущество (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Всем остальным имуществом бюджетное учреждение будет отвечать по своим долгам.

 

Вывод. Перечень видов имущества АУ, на которое может быть обращено взыскание, как сейчас, так и со следующего года больше, чем у бюджетного учреждения, что для контрагентов является более привлекательным. В то же время автономное учреждение, в отличие от бюджетного, рискует лишиться недвижимого имущества, без которого оно не сможет какое-то время заниматься деятельностью, приносящей доход.

 

Распоряжение имуществом

 

Автономные и бюджетные (со следующего года) учреждения не вправе без согласия учредителя распоряжаться имуществом, на которое не может быть обращено взыскание (п. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях, п. 10 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Остальным имуществом они могут распоряжаться самостоятельно. Понятно, что у бюджетного учреждения в список имущества, которым нельзя свободно распоряжаться, также попадет недвижимое имущество, приобретенное за счет средств, полученных в результате осуществления деятельности, приносящей доход.

Кстати, сейчас бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 ГК РФ). При этом, по мнению Пленума ВАС РФ, бюджетное учреждение вправе распорядиться указанным имуществом с согласия собственника (п. 9 Постановления от 22.06.2006 N 21). Кроме того, бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным им за счет средств, полученных в результате осуществления деятельности, приносящей доход.

 

Вывод. Без согласия учредителя как АУ, так и бюджетное учреждение в новом статусе не вправе распоряжаться имуществом, которое не может быть направлено на погашение обязательств учреждения. При этом перечень видов такого имущества у АУ меньше.

 

Размещение денежных средств на депозитах

в кредитных организациях

 

Особенности заключения договора банковского вклада (депозита) установлены гл. 44 ГК РФ. По такому договору одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты по ней на условиях и в порядке, предусмотренных договором (п. 1 ст. 834 ГК РФ). Заключить такой договор при наличии свободных денежных средств автономному учреждению ничто не мешает.

Бюджетные учреждения в соответствии с п. 14 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях не вправе будут размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, если только иное не предусмотрено федеральными законами. Посмотрим, как обстоит дело сейчас. Пунктом 1 ст. 236 БК РФ установлено: размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом. Возможность размещения бюджетных средств на банковских депозитах предоставлена РФ и субъектам РФ, не получающим дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ (п. 2 ст. 236 БК РФ). Таким образом, бюджетные учреждения не вправе размещать на депозитах в кредитных организациях бюджетные средства, в противном случае размещенные бюджетные средства будут изъяты в бесспорном порядке, а учреждению будет вынесено предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (ст. 302 БК РФ). Кроме того, в этом случае в отношении должностного лица получателя бюджетных средств при наличии состава преступления может быть применена уголовная ответственность, установленная ст. 285.1 "Нецелевое расходование бюджетных средств" УК РФ.

А как насчет денежных средств, полученных бюджетным учреждением в результате осуществления деятельности, приносящей доход, - могут ли они быть размещены на депозитах? В отношении федеральных бюджетных учреждений ограничения установлены п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов": средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Как отметил Минфин России в Письме от 15.03.2010 N 02-03-07/901, аналогичные нормы принимались Федеральными законами "О федеральном бюджете" на соответствующий финансовый год начиная с 2004 г. В отношении возможности размещения денежных средств на депозитах случаи-исключения федеральными законами не установлены. Действуют ли такие же требования в отношении государственных и местных бюджетных учреждений? Думаем, что, скорее всего, да. Кроме того, вспомним о том, что бюджетные учреждения вправе заниматься деятельностью, приносящей доход, только при наличии генерального разрешения, оформленного главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. В этом документе не только указываются источники получения дополнительных средств, но и определяются направления их использования. Маловероятно, что генеральным разрешением будет предусмотрена возможность заключения договора банковского вклада.

Добавим, в отличие от автономных учреждений бюджетным учреждениям запрещено будет совершать сделки с ценными бумагами, опять же если только иное не предусмотрено федеральными законами (п. 14 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Сейчас ситуация с возможностью покупки ценных бумаг бюджетными учреждениями такая же, как и с размещением денежных средств на депозитах.

 

Вывод. Автономные учреждения вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, а бюджетные учреждения - нет, если только иное не установлено федеральными законами.

 

Участие в других юридических лицах

 

Автономное учреждение вправе выступать в роли участника (учредителя) других юридических лиц. Со следующего года такая возможность появится и у бюджетных учреждений. При этом и АУ, и бюджетные учреждения должны соблюдать определенные ограничения.

Автономное учреждение вправе вносить в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника любое имущество, принадлежащее ему на праве оперативного управления, за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда. При этом сейчас, дабы стать участником (учредителем) другого юридического лица, АУ обязательно должно получить согласие учредителя, вне зависимости от того, какое имущество будет передаваться. Со следующего года согласием учредителя следует заручаться, только если в качестве взноса (вклада) будет выступать недвижимое имущество, закрепленное за АУ или приобретенное им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, и особо ценное движимое имущество (п. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

Бюджетные учреждения вправе будут передавать другим юридическим лицам (список этих лиц ограничен) в качестве их учредителя или участника не любое имущество. Запрет налагается на особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимое имущество. Выступить в роли участника или учредителя некоммерческой организации бюджетное учреждение сможет только с согласия собственника, а хозяйственных обществ - в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами (п. 4 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). К хозяйственным обществам относятся акционерные общества, а также общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 66 ГК РФ).

Кстати, уже сейчас высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения вправе выступить в роли учредителей хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям. При этом учебным заведениям не надо получать согласие собственника имущества. Единственное, что они должны сделать, - это направить федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, уведомление о создании хозяйственного общества. Срок для этого - семь дней с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации хозяйственного общества (п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", введенный Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ, вступившим в силу с 15.08.2009).

 

Вывод. Автономные учреждения по-прежнему вправе выступать в качестве участников (учредителей) других юридических лиц. Со следующего года к ним присоединятся и бюджетные учреждения, правда, список юридических лиц, участниками (учредителями) которых они могут быть, ограничивается некоммерческими организациями и хозяйственными обществами. Участниками (учредителями) последних они могут быть в случаях и в порядке, установленных федеральными законами. При этом и АУ, и бюджетные учреждения не всякое имущество могут передать другому юридическому лицу без согласия собственника.

 

Счета

 

Со следующего года АУ вправе открывать не только счета в кредитных организациях, но и лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (в зависимости от того, на базе чьего имущества создано учреждение) (п. 3 ст. 2 Закона об автономных учреждениях). В то же время учредители АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, наделяются полномочиями по заключению соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства.

Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства будет осуществляться в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями автономных учреждений с территориальными органами Федерального казначейства. В настоящее время Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами утвержден Приказом Казначейства РФ от 07.10.2008 N 7н. С учетом грядущих нововведений подготовлены поправки в данный Приказ. Кроме того, планируется утвердить порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства проведения кассовых выплат за счет средств автономных учреждений на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства.

Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) будет осуществляться в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования).

В свою очередь бюджетные учреждения по-прежнему смогут пользоваться только лицевыми счетами, открываемыми в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (п. 8 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Правда, федеральным законом могут быть предусмотрены случаи-исключения.

 

Вывод. Автономные учреждения со следующего года смогут открывать не только счета в кредитных организациях, но и лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. У бюджетных учреждений в этом плане ничего не поменяется.

 

Ответственность руководителя учреждения

 

Как и в случае с руководителем АУ, трудовой договор с руководителем бюджетного учреждения заключает учредитель. В отношении руководителя АУ это предусмотрено п. 6 ст. 9 Закона об автономных учреждениях, согласно которому назначение руководителя АУ и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним относятся к компетенции учредителя в области управления АУ. Правда, федеральными законами для организаций соответствующей сферы деятельности может быть предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним. При этом Законом об автономных учреждениях не выдвигаются особые требования к условиям, которые должны быть включены в трудовой договор. Поэтому учредитель АУ в рамках трудового законодательства самостоятельно определяет содержание трудового договора с руководителем учреждения.

А вот при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, обязательно должны включить в него условия, перечисленные в п. 27 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ, а именно:

- права и обязанности руководителя;

- показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;

- условия оплаты труда руководителя;

- срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения;

- условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Особый интерес вызывает последнее условие, свидетельствующее о том, что руководителя бюджетного учреждения могут уволить за просроченную кредиторскую задолженность.

Руководители бюджетных и автономных учреждений как должностные лица несут административную ответственность в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Также их могут привлечь к уголовной ответственности, например за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ).

Дисциплинарной и материальной ответственности руководителям бюджетных и автономных учреждений также не избежать. В случае нарушения руководителем учреждения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения представительный орган работников может обратиться к учредителю с соответствующим заявлением. Если факт нарушения подтвердится, учредитель как работодатель обязан применить к руководителю учреждения дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения (ст. 195 ТК РФ). Другими словами, руководителю могут вынести замечание или выговор либо уволить.

В соответствии со ст. 277 ТК РФ руководитель учреждения несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. А в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. Законом об автономных учреждениях и Законом о некоммерческих организациях такие случаи установлены.

Во-первых, руководители бюджетных и автономных учреждений несут ответственность перед учреждением в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований к этой сделке, причем независимо от того, была ли данная сделка признана недействительной. О каких требованиях идет речь? Бюджетное учреждение вправе совершить крупную сделку только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях), а автономное учреждение - с предварительного согласия наблюдательного совета (п. 1 ст. 15 Закона об автономных учреждениях).

К разряду крупной может быть отнесена сделка (или несколько взаимосвязанных сделок у бюджетных учреждений), связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств (только у автономных учреждений), отчуждением имущества (которым автономное или бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или залог. Указанная сделка признается крупной при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ст. 14 Закона об автономных учреждениях).

Во-вторых, руководителя АУ могут привлечь к ответственности в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения сделки с заинтересованностью. В каких случаях это произойдет? Руководитель АУ при совершении указанной сделки может быть заинтересованным лицом. На основании п. 3 ст. 16 Закона об автономных учреждениях лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

- являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

- владеют (каждый в отдельности или в совокупности) не менее 20% голосующих акций акционерного общества или превышающей 20% уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом АУ, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

- занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом АУ, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

Итак, если руководитель АУ - заинтересованное лицо, о предстоящей сделке он должен уведомить наблюдательный совет. В противном случае ему грозит вышеуказанная ответственность, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной. Избежать ответственности он может только в случае, если докажет, что не знал и не мог знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении. Ответственность на руководителя АУ налагается и в том случае, если он не является заинтересованным лицом, за исключением случаев, когда руководителю удается доказать, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных им учреждению в результате совершения сделки с заинтересованностью, только в том случае, если руководитель является заинтересованным лицом (п. 4 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

 

Вывод. Руководители бюджетных и автономных учреждений, как и других юридических лиц, несут административную, уголовную, дисциплинарную и материальную ответственность. Руководителям учреждений следует особое внимание уделять порядку совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Кроме того, руководители бюджетных учреждений должны будут следить за величиной просроченной кредиторской задолженности, поскольку в случае превышения предельно допустимых значений такой задолженности трудовой договор с руководителем будет расторгнут.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 50630 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!