Ответственность за расходование денежных средств без утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности госучреждения

8 сентября 2014 - Администратор сайта

 По материалам журнала "Финансы",№5,2014 г.

 План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (ПФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Минфином России, предусмотрен пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в качестве одного из документов, доступность и открытость которых обеспечивает государственное (муниципальное) учреждение.

Требования к ПФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н. Согласно п. 3 Требований ПФХД составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период. Из этого следует, что все расходные операции бюджетного учреждения осуществляются в период действия ПФХД на соответствующий финансовый год.

В то же время нормативными правовыми актами Минфина России и Федерального казначейства отсутствие утвержденного ПФХД не предусматривается в качестве обстоятельства, исключающего возможность расходования бюджетным учреждением денежных средств через лицевые счета, а также в качестве обстоятельства, влекущего какую-либо юридическую ответственность.

Следует отметить, что в соответствии с п. 8 Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н, для санкционирования таких расходов необходимы утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на финансовый год (код формы по ОКУД 0501016). При этом исходя из предписаний Требований сведения об операциях с целевыми субсидиями формируются и утверждаются отдельно от ПФХД бюджетного учреждения.

Бюджетное учреждение не может являться субъектом бюджетной ответственности, так как не входит в состав участников бюджетного процесса, который определен ст. 152 БК РФ. Федеральные законы, в том числе Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, не предусматривают расходования бюджетным учреждением денежных средств и осуществления кассовых выплат без утвержденного ПФХД в качестве признака объективной стороны преступления или административного правонарушения. В силу ст. 72 Конституции РФ и ст. 1.1 КоАП РФ административная ответственность за рассматриваемые действия может устанавливаться законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, с 1 января 2015 г. в соответствии с ч. 8 ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" наличие утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности станет необходимым условием формирования и утверждения плана закупок бюджетного учреждения.

Таким образом, федеральными законами не предусмотрена юридическая ответственность за расходование бюджетным учреждением денежных средств и осуществление кассовых выплат до утверждения ПФХД. Если соответствующая административная ответственность не установлена законом субъекта РФ, рассматриваемые действия бюджетного учреждения с позиции права могут квалифицироваться как неисполнение предусмотренной п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ обязанности обеспечить открытость и доступность плана финансово-хозяйственной деятельности.



Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!